Тема. Социальная структура общества.
Социальные группы и общности.
Учебные вопросы:
1. Понятие социальной структуры общества. Социальные общности и группы. Причины их образования.
2. Роль толпы в социальном процессе. Особенности поведения лично-сти в толпе.
3. Социальная группа. Определение лидера.
4. Влияние социальных групп на развитие современного российского общества.
Социальная структура общества – строение и внутренняя форма его ор-ганизации, образованная относительно устойчивыми взаимосвязями, со-ставляющих его элементов.
Таким образом, социальная структура общества формируется на основе взаимной и, как правило, двухсторонней связи его элементов, основными их которых являются малые и большие группы, в том числе семья, социальные слои, классы, расы, нации, народности и т.д.
Специфика социальной структуры состоит в том, что каждый элемент пред-ставляет собой относительно самостоятельную социальную подсистему с присущей ей внутренней структурой.
Социальные структуры во многих случаях организуется при очевидном приоритете субординационных связей по отношению к координационным, в результате чего они приобретают форму «социальной пирамиды». Примером тому могут служить: социальная «вертикаль» общества (немногочисленная элита, опирающиеся на высшие, средние, низшие слои общества, численный состав которых растёт с геометрической прогрессией по мере удаления от социальной «вершины»); система образования (общеобразовательные школы – образовательные учреждения профессионального начального образования – техникумы, колледжи – институты, университеты); семьи (глава семьи, члены семьи, ближайшие родст-венники, дальние родственники); производственный коллектив.
Главными элементами социальной структуры являются:
а) взаимодействующие друг с другом индивиды, или люди;
б) образуемые людьми социальные общности;
в) сложившиеся в обществе социальные институты.
Все эти элементы переплетены сложными, многообразными и многочисленными взаимосвязями и отношениями. В начале обратимся к социальным общностям (или социальным группам).
Социальная общность, характерные черты, виды.
Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д.
Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, кото-рые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, классифицировать социальные группы по следующим трем показателям.
Так, по степени устойчивости различаю:
1.Кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами («мнимый», ненастоящий. Таковы, скажем, театральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, туристическая группа, митингующая толпа и т.п.).
2. Группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс, студенческая группа).
3. Устойчивые общности (такие, как нации или классы).
По размерам тоже выделяют три основные группы:
1. Большие социальные общности, т.е. группы существующие в масштабах страны в целом (это нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т.д.)
2. Средние социальные общности – скажем, жители Чебоксары или всей Чувашии; работники такого автозавода-гиганта как КамАЗ и т.п.)
3. Малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, очередной космический экипаж на орбитальной станции «Мир», коллектив работников небольшого кафе или магазина, учебную группу в техникуме.
Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил их поведения. При этом здесь можно назвать две главные разновидности групп:
а) формальные группы, которые создаются специально и действуют со-гласно определенному административно-правовому порядку – уставу, положе-нию, инструкции и т.д.(к примеру, студенческая группа в целом);
б) неформальные группы, естественно сплачивающие отдельных людей в процессе их свободного общения и под влиянием общих интересов и взаимных симпатий ( это может быть часть представителей той же студенческой группы, объединенных, скажем, занятия в спортивной секции или увлечением музыкой).
Наконец, по содержанию социальные общности можно разделить на пять групп:
1. Социально-экономические (касты, сословия, классы);
2. Социально-этнические (роды, племена, народности, нации);
3. Социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, женщи-ны);
4. Социально-профессиональные (шахтеры, учителя, врачи и др.);
5. Социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов и т.д.)
Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фикси-руемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого юбщежитя
Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Виды общностей образуются на объективной основе. Одни виды общностей - непосредственно в результате общественного производства, например, производственный коллек-тив, социально-профессиональная группа. Другие возникают на эмпирической основе: народности, нации (этнические общности), наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей – социально –демографических - выступают естественные демографические факторы: пол, возраст, и т.д.
Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость, проявить свое от-ношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. Осознание данного единства присуще любой нации и народности.
К таким общностям относятся племена, народности и нации. Наиболее сложными из них являются нации. Они возникают в результате долгого исторического развития в определенную эпоху. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном зыке. Они связаны общей хозяйственно-экономической деятельностью, единством занимаемой ими территории, общностью культуры и общественной психологии, чертами национального характера.
Исторически сложившееся «пирамидальное» строение основных социаль-ных структур обеспечивает оптимальное сочетание их устойчивости и изменчи-вости при очевидном приоритете момента их устойчивости. Поэтому развитие социальных структур, сопровождающиеся увеличением количества входящих в них элементов и усложнением связи между ними, происходит, как правило, постепенно и достаточно медленно, вместе с тем, в этом процессе существуют периоды относительно быстрого и радикального изменения социальных структур.
Социальная группа как объект социологического изучения, формирования социальных групп
П. Сорокин отмечал, что «…вне группы история нам не дает человека. абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы…». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.
Социальная группа- это совокупность людей, имеющих общий социаль-ный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признака-ми могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия,. место житель-ства, доход, власть, образование и т.п.
Первые попытки создания социологической теории групп были предпри-няты в конце 19 в.- нач.20в. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумп-ловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.
В реальной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные понятия. В одном случае этот термин применяется для обозначения общества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте. Приме-ром такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, нахо-дящиеся в определенный момент времени на одной площади и т.п. такое общество называется агрегацией. Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Некоторые социальные группы появляются непреднамеренно, случайно. Такие спонтанно образованные группы называются квазигруппами. Квази-группа – это спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида
Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных от-ношений в социологии выделяются большие и малые группы.
Большая группа – это труппа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Можно выделить несколько больших групп. Во-первых, это номинальные группы. Номинальные группы – совокупность людей, выде-ляемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социаль-ного значения. к ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа. Если признак по которому выделяется группа, выбран условно (например, высокие и низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенен (профессия, пол), она приближается к реальным группам. Во-вторых, большие реальные группы. Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т.е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, сознают их и стремятся их осуществить совместными организационными действиями. Эти группы типа, класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.
Феномен толпы.
Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом про-странстве общностью интересов. Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.
Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.
Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Например, собрание прохожих людей на улице возле случайно произошедшей автомобильной аварии. В этом виде толпы людей объединяет либо незначи-тельная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить ее от себя. Однако бывает, что при изменении условий она может структурироваться и проявить большую сплоченность.
Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное, например, толпа, собравшаяся на стадионе для просмотра футбольного матча. В данном случае толпа «обусловлена» в том смыслы, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.
Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей, в которой сама по себе уже является, целю и результатом. Например, собрание людей на проведение рок- фестиваля.
Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. одной из важнейших форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища, как правило, имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается. Распространенным примером сборища является ликующая толпа, которая имеет очень узкую направленность и после достижения цели быстро распадается. Другая форма действующей толпы-восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наименьшей степени подвержен случайным различным влияниям из вне,. ее действие в большинстве случаев непредсказуемы.
Не смотря, но то, что толпы сильно различаются по характеру и поведе-нию, можно выделить их общие характерные черты:
1.Внушаемость Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.
2.Анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как единое целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов;
3.Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключи-тельно от эмоций;
4.Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. например, при осуществлении актов вандализма футбольными болельщиками (порча кресел, битье стекол и т.д.) каждый из участников снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.
Социология малых групп.
Анализ социальной структуры требует, чтобы в качестве изучаемой еди-ницы выступала элементарная частица общества, сосредотачивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа, которая стала атрибутом всех видов социологических исследований.
Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г.М. Андреева отмечает, что: «Малая группа- группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В малой группе имеется непосредственный контакт («лицом к лицу») каждого с каждым, что служит первым группообразующим признаком, превращающим эти объединения в социально-психологическую общность, члены которой обладают чувством принадлежности к ней. например, студенческая группа, школьный класс, экипаж самолета.
Малая группа имеет отличительные признаки:
1. Ограниченное число членов группы, как правило, от 2 до 7 человек, верхний предел составляет 20 человек.
2.Члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимо-действуя в течение определенного времени.
3.Каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами и как следствие этого, число связей в группе увеличивается в геометрической прогрес-сии, когда число ее членов увеличивается в арифметической прогрессии.
4.Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов
6.Члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.
Малая группа принимает множество форм вплоть до очень сложных, разветвленных и многоярусных образований, но исходных форм всего две - диада и триада. Диада состоит из двух человек, например, пары влюбленных и характеризуется более интимными отношениями. Диатические отношения в большей степени располагают ее участников к развитию чувств по отношению друг к другу. Триада – активное взаимодействие трех человек. Для триады в меньшей степени характерны интимность и эмоциональность, в ней в большей степени развито разделение труда.
Лидером именуют члена группы, пользующегося авторитетом. Он не участвует в принятие решений либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.
Если лидер в группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть не-сколько. Когда лидеров больше, чем один, группа распадается на подгруппы и их принято называть кликами. Следует учесть, что авторитетных лиц в группе может быть несколько, на них опирается лидер, навязывая группе свое решение. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Т.О., лидер – фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют ему власть и право принимать решение в интересах всей группы и делают это добровольно. Лидерство – отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.
Первичные и вторичные группы (Ч. Кули), референтные группы
(Г. Хаймен).
Существует разные подходы к классификации малых групп. Выделяют первичные и вторичные группы.
Первичная группа – разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления в ее ряды и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т.д. Впервые термин «первичная группа» был введен в научный оборот Ч. Кули, рассматривавшем такую группу как первичную клеточку всей социальной структуры общества. изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей. особенно это касается подростков. В процессе социализации каждый человек определяет свое от-ношение к различным социальным группам. постепенно определяется круг социальных групп (малых и больших), по отношению, к которым данный индивид может сказать: «моя семья», «моя компания», «мой коллектив» и т.д. группы,. с которыми идентифицирует себя индивид называются ингруппами Группы, с которыми индивид себя не соотносит, называются аутгруппами. исторически это было особенно выражено во взаимоотношениях между родами: «свой-чужой». В современном обществе такие границы разумны, и все же человек не может жить, не ощущая своей «нужности» кому-либо. Попадая в новую обстановку, человек, в первую очередь стремится идентифицировать свои интересы с интересами окружающих людей, влиться в группу единомышленников.
Вторичная группа – это социальная группа, социальные коллективы, отношения между членами которой носят безличный характер. Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать общности, связанные между собой внешней связью, которая все же оказывает влияние на поведение индивидов, например, спортивный клуб, коллектив филателистов и т.д.
Следует отметить, что малая группа может быть первичной и вторичной. Большая социальная группа всегда выступает в форме вторичной.
В классификации малых групп также выделяют референтные группы. референтная группа (от лат.referens- сообщающий) – реальная или вообра-жаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценки. Американский социолог Г. Хаймен обнаружил, что определенная часть студенчества не принимает норм и ценностей группы, к которой они принадлежат… (семья, школа, группа в институте), тем не менее, они разделяют нормы и ценности тех общностей, которые становятся для них образцом, примером для подражания. Входе исследований Г. Хаймен, что каждый человек включается сразу в несколько референтных групп, хотя и принадлежит к ним формально. В конце 20в. такая позиция приводила к разделению морали: дома и школе, на улице и во дворе. Ценности первичной социальной группы (семья, школа и т.п.) становились под сомнение, и дети все больше ориентировались в своих поступках не на советы родителей, а на героев художественных фильмов, рекламы, криминальных разборок. официальная мораль, если она не поддерживается реальными образцами поведения государственных руководителей всех рангов, родителей, не культивируется СМИ, вряд ли будет воспринята подрастающим поколением. Оно очень быстро отделяет форму от содержания и начинает пугать членов общества откровенной духовной пустотой.
Влияние социальных групп на развитие современного российского об-щества.
В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформа-цию. В настоящее время существует несколько моделей социальной стратификации современного российского общества. Рассмотрим некоторые из них.
Отечественный социолог Н.М.Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы:
1) «общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собст-венностью в размерах, сопоставимых с западными крупнейшими со-стояниями, со средствами властного влияния на общероссийском уровне;
2) «региональные и корпоративные элиты, обладающие значительным по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики;
3) российский «верхний средний класс», имеющий собственность и до-ходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений;
4) «аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения;
5) «маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными или антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;
6) «российский динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокий потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы их проявления;
7) «криминалитет», обладающий высокой социальной активность и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной практики.
Учёный А.В.Дмитриев, взяв в основу стратификации три признака (размер доходов, уровень образования и престиж), выделил пять основных социальных групп, входящих в социальную структуру современного российского общества:
административная элита (правящая элита), состоящая из старой партхозноменклатуры первого и второго эшелонов, а также новая политическая элита;
рабочий класс, который делится в свою очередь по отраслевым и квали-фикационным признакам;
интеллигенция;
«новая буржуазия», которую составляют предприниматели и банкиры;
крестьянство.
Академик РАН Т.И.Заславская, на основе данных конкретных социологических исследований попыталась выделить основные социальные группы, составляющие структуру российского общества, и определить их процентное соотношение.
Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7%) является «верхний слой». Он, по мнению Т.И.Заславской, выступает реальным субъек-том реформ, так как к нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5%, а остальная часть (6,5%) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.
Следом за верхним идёт «средний слой». Он более многочисленный (20%) и включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.
Наиболее многочисленным является «базовый слой». Основную его часть составляют такие группы, как интеллигенция (специалисты), «полуинтелли-генция» (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие. Этот слой объединяет около 60% населения нашей страны, причём, по мнению Т.И.Заславской, невозможность реализовать свои жизненно важные цели тол-кает представителей данного слоя на выражение массового протеста.
За базовым следует «нижний слой». Он представлен малоквалифицирован-ными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др. Для них характерен низкий деятельный потенциал, неспособность адапти-роваться к социальным условиям, их удельный вес в общей структуре населе-ния – 8%.
Последний слой в квалификации Т.И.Заславской получил название «соци-альное дно» (5%). В него входят преступные и полупреступные элементы (воры, бандиты, жулики, содержатели притонов, торговцы наркотиками, а также алкоголики, бродяги, бомжи и пр.). Надо отметить, что эта модель стратификации предложена на основании исследований только занятого населения, поэтому наполняемость вышеперечисленных слоёв может уточняться и изменяться с учетом семейного статуса значительной доли неработающих пенсионеров и инвалидов, которые, как известно, входят в слой малообеспеченных.
Вопросы для самопроверки.
1. В чем причины образования социальных общностей и групп?
2. Расскажите поведения личности в толпе.
3. Нужна ли в обществе специальная молодежная политика?
4. Какова роль лидера в группе?
Литература.
1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Москва 2000г.
2.Кравченко А.И. Введение в социологию. Москва1995г.
3.Курс лекции. Социология. Москва 1996 г.
4.Каменская Е.Н. Социология. Курс лекций. Ростов на Дону.2002г.
5.Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. Москва 1997г.
Запомнить понятия.
Родство – 1. Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях (дальнее родство). Не помнящий родства (тот, кто не знает или не даёт сведений о своём происхождении, место рождения). Иван, не помнящий родства (о человеке, не дорожащем старыми связями, а также прошлым своего народа, Родины);2.Собирательное. Родня, родственники (устар.).
Родной – состоящий в кровном родстве, а также вообще в родстве (родная сестра, родной дядя, гостить у родных).
Род (старейшина рода, старинный род). Из рода в род (из поколения в поколение). Без роду, без племени (о человеке неизвестного происхождения). Ни роду, ни племени (о человеке одиноком, не имеющий родни).
Родина – 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения.
Родители – отец и мать по отношению к своим детям.
Родоначальник – предок, от которого ведет свое начало род.
Родословный(ая) – родословие, что и генеалогия – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. (Славная родословная).
Родственник – человек, который находится в родстве с кем-нибудь (даль-ний, близкий родственник, бедный родственник, которому помогают).