Федеральное агентство по образованию
Чебоксарский химико-механический техникум

Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
«____»____________ 2006 г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Предмет: Основы социологии и политологии
Специальность: По всем специальностям
Тема: Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения



Разработал Кадеев В.Т.

Рассмотрено на заседании ПЦК социально-правовых дисциплин

Протокол №
от «__» ______________ 2006 г.

Председатель ПЦК





2006 г.

Содержание:


Введение 3
Ход урока: 4
а) методическая карта урока; 4
б) социальная роль и поведение личности; 6
в) смысл и назначение социального контроля в обществе; 9
г) социальные отклонения; 10
д) проблемы роста преступности в России. 14
Заключение 16
Литература 17
Приложение 18
























Введение

Истинный показатель цивилизации
не уровень богатства и не величина городов,
не обилие урожая, а облик человека,
воспитываемого страной.

Р.У. Эмерсон

Эта работа разработана для проведения урока по предмету «Основы социологии и политологии» на втором курсе по всем специальностям. В работе изложены общие сведения социального поведения, основные элементы социального контроля, общие представления о формах социального отклонения, о причинах девиантного поведения и о проблемах роста преступности в современной России.
Данная работа включает в себя методические указания проведения урока по данной теме, методическую карту урока, словарь трудных терминов по данной теме и дополнительные материалы.
Работа рассчитана для преподавателей по основам социологии и политологии.



















Методическая карта урока
Тема: Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель занятия:
Образовательная: усвоить в ходе урока новые понятия, определения, факт.
Продолжить формирование навыков самоконтроля.

Воспитательная: стремиться воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к друг другу, к старшим, отзывчивость, ответственное отношение к ролевым обязанностям согласно статусу и др.

Развивающая: развивать ответственное отношение к ролевым обязанностям согласно статусу.

Учебные вопросы:
- Социальные роли и поведение личности.
- Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля.
- Социальные отклонения. Теории, объясняющие причины отклонения.
- Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России.
Место: кабинет.

Время: 1 час 30 мин.

Оборудование:
Мультимедийная техника (ПЭВМ, диапроектор, экран).
Доска, указка, мел, поролон.
Учебник Л.М.Куликов «Основы социологии и политологии» (на каждый стол – 16 шт.).
Словарь трудных терминов (на каждый стол – 16 шт.).
Плакаты с афоризмами, высказываниями великих людей.
Методы, применяемые на занятии:

Словесные (рассказ).
Наглядные ( демонстрация видеоматериалов)
Создание эмоционально-нравственных ситуаций.

План проведения урока.
К началу урока установить мультимедийную технику. Вывесить плакаты с афоризмами и высказываниями великих людей.
На доске написать тему урока и учебные вопросы. (Можно подготовить слайд).
Разложить на каждый стол, согласно нумерации, учебник Л.М.Куликова «Основы социологии и политологии», словарь трудных терминов и листы с указаниями что должны знать, уметь и запомнить понятия студенты изучая данную тему. Пронумерованные учебники и словари приучают студентов аккуратности и ответственности. Если возникают какие-либо недоразумения (испачкан учебник или появились какие- либо надписи), то можно быстро определить на каком столе это произошло.
Кабинет привести в порядок. В чистом кабинете приятно проводить урок и студенты приучаются к чистоте и порядку, аккуратного отношения к учебным оборудованиям и инвентарям.

Вводная часть – 5 мин.

Приветствие. Заполнение журнала. Проверка наличие студентов.

Тема сегодняшнего занятия называется «Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения».
По этой теме рассмотрим следующие вопросы. (Перечислить вопросы).
Перед вами листочки, где указаны что вы должны знать, уметь и какие понятия запомнить. Прочтите.

Прочитать стихотворение:

Я разных людей встречал –
Лукавых, смешных и добрых,
Крутых, как девятый вал,
И вспыльчивых, словно порох.

Одни - как чужая речь.
Другие открыты настежь.
О, сколько же было встреч
И с бедами, и со счастьем.

То надолго, то на миг…
Все в сердце моем осталось.
Одни - это целый мир.
Иные – такая малость.

А. Дементьев.
Основная часть – 1 час 15 мин.

1-й вопрос. Социальные роли и поведение личности.
От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения.
Например: Статус преподавателя.

Что вы ждете от него:
-четкой организации уроков;
-хорошие знания и объяснения своего предмета;
-высокой культуры, (образцом воспитанности);
-грамотной речи и т.д.
А от статуса «студент» что ожидается?

Социальная роль – это те определенные действия, которые должен совершить индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. (Записывают)
Таким образом, если сам статус определяет, позицию человека в обществе (школьник, студент, рабочий, солдат, спортсмен) ,то социальная роль, выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.)
Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли.
Например: со статусом отца «положено» любить своего ребенка, заботиться о его материальном обеспечении, хорошем воспитании, всестороннем развитии и т.д. Если же вместо этого родитель проявляет равнодушие к отпрыску,
Безразличие к достатку в семье, предается пьянству и собственному удовольствиям, а все воспитание сводится к грубому окрику и «даванию ремня», то очевидно, что статусная роль не выполняется.
Скажите, какова роль статуса «студент», статуса «пассажир?».
В подобных случаях расхождения между социальным статусом и ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (например, в виде штрафа к безбилетному пассажиру), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей. И тогда несостоятельный работник от должности, неуспевающий студент отчисляется из учебного заведения, а представленный выше «папаша» лишается родительских прав.
Вывод студенты записывают. Социальная роль представляет собой некоторый образец проведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например: в законодательном акте) или же носит неформальный характер.
Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения.
Что такое поведение? Далее рассмотрим этот вопрос.

Социальное поведение личности

Человеческое поведение вообще можно определить - как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его лич¬ное дело. Однако, живя в обществе, любой инди¬вид практически постоянно находится (физически или мыслен¬но) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер. Социальное поведение - это действия че¬ловека по отношению к обществу, другим людям, к окружаю¬щим его природе и вещам. Люди «задевают» друг друга не толь¬ко, при непосредственном контакте, но и через вещи, природу, через общую среду обитания. При этом взаимодействия людей чрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени и пространстве.
Так, к примеру:
* производитель недоброкачественных продук¬тов может
повредить здоровью сотен людей, о существовании ко¬торых он, к сожалению, даже никогда не задумывался.
*автомоби¬лист, прогревающий во дворе мотор своего «железного коня», за-ставляет жильцов вокруг морщиться и плотнее закрыть окна.
*со¬баковод, не убирающий отходы своего питомца, вынудит ругаться и чиститься того, кто случайно наступит в них темным вечером.
А возьмите * законодателей, заседающих в сотнях больших и малых парламентов повсюду в мире: жизнь скольких незнакомых им лю¬дей могут облегчить или затруднить принимаемые ими решения. И так далее...
По своему характеру социальное поведение может быть са¬мым разнообразным: альтруистическим или эгоистическим, за¬конопослушным или противоправным, серьезным или легкомыс¬ленным, мужественным или трусливым, добродетельным или по¬рочным, независимым или приспособленческим, деликатным, корректным или грубым и неучтивым и т. д. Оно определяется очень многими факторами как общественного, так и личност¬ного характера.

Включить слайд №1. Основные факторы, определяющие поведения людей.
Используя слайд, объясняю.
К основным общественным факторам можно отнести существующие в обществе обычаи, традиции, социальные цен¬ности и нормы, характер поведения социальной элиты (как об¬разец для подражания), сложившиеся в обществе условия для позитивного или негативного поведения (скажем, чрезмерные налоги вызывают волну укрывательства от них, раздутость гос-аппарата - злоупотребления и коррупцию чиновников, слабый социальный контроль и безнаказанность нарушений - разгул не¬нормативного поведения, отсутствие на улицах урн и общедо¬ступных туалетов - рост загрязнения среды и т. д.).
Личностные факторы поведения - это те, что исходят от самого индивида. Среди них можно выделить следующие шесть. (1) Врожденные инстинкты человека, состояние его психики, тип темперамента. Так, древнегреческий врач, «отец медицины» Гип¬пократ (460 - 377 или 356 до н.э.) определил четыре основных типа темперамента - сангвинический, холерический, флегматичес¬кий и меланхолический.

Включить слайд № 2. Основные типы темперамента.
Объяснить классификацию индивидов по типам темперамента.
Задание. Определите по типам темперамента, к какому типу отнесли бы Вы себя, своего соседа по парте.
Основные типы темперамента
Классификация индивидов по типам
темперамента Этимология термина Основные психологические особенности
сангвиник от лат.
кровь человек живой и подвижный, быстрой сменой эмоций
при малой их глубине и силе; сравнительно легко
переживающий свои неудачи и неприятности
холерик от лат.
и греч.
жёлчь человек быстрый и порывис¬тый, легко зажигающийся чем-либо, но неуравновешен¬ный, вспыльчивый и отличаю¬щийся резкой сменой чувств и настроений
флегматик от греч.
-слизь, мокрота человек медлительный, вялый и невозмутимый, со
слабым проявлением чувств и более или менее ровным
настроением
меланхолик от греч.
черный
жёлчь человек, внешне вяло реаги¬рующий на окружающее, но легко ранимый и склонный к глубоким и длительный переживаниям, к унынию, тоске и грусти
Далее.
(2)Личные жизненные цели и интересы индивида, его ценно¬стные ориентации и привычки.
(3) Тип референтной (эталонной) группы, которую индивид избрал себе в качестве эталона поведения (ска¬жем, космонавты, банкиры, артисты, политики).
(4) В тоже время степень его самобытности, самостоятельности, умение оставаться самим собой, не поддаваясь голому подражательству.
(5) Способ¬ность индивида к честной и трезвой самооценке, к самоконтро¬лю, к осознанию и сдерживанию негативных тенденций в собствен¬ном поведении.
(6) Наконец, его умение жить в обществе и ла¬дить с людьми:

· способность подчиняться социальным нормам и ролевым предписаниям; умение быть свободным в своих дей¬ствиях, не мешая свободе других;

· терпимость (или толерант¬ность) к особенностям других людей; • умение следовать изве¬стному «золотому правилу» - не делай другим того, чего не хо¬чешь, чтобы причиняли тебе, и т. д.

Задать проверочные вопросы:
Назовите факторы, определяющие поведения людей в обществе и приведите примеры.

2-й вопрос. Смысл и назначение социального контроля в обществе. Виды социального контроля.

Включить слайд № 3. Социальный контроль.
Используя слайд, объясняю.
Под социальным контролем, в широком социологическом смысле, понимается вся совокупность средств и методов взаимодействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их предотвращения (устранения) или минимизации (студенты записывают).
Диапазон действий человека жестко ограничен и контролируется обществом. Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.
Контроль может быть внешний и внутренний.
Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
Внешний контроль бывает:
Неформальный (внутригрупповым) – осуществляется родственниками, друзьями и др. Он основан на силе общественного мнения;
Формальный (институциональным) – осуществляют социальные институты ( суд, милиция, прокуратура, образовательные заведения, производство, правительство и т.п.)
Внутренний контроль (самоконтроль). Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе ее реализации нормы усваиваются так прочно, что где, нарушая их, испытывает чувство вины. Самоконтроль заставляет индивидов поступать в соответствии нормами даже тогда, когда их не видят, или они думают, что наказание не последует.
Записывают вывод: Социальный контроль это способ саморегуляции социальной системы и включает в себя совокупность норм, ценностей и санкций.
Объяснить поговорки: Знай край, да не падай (знай меру, не переходи границ дозволенного). Не плюй в колодец, пригодится воды напиться (не делай неприятностей, не вреди кому-либо, так как этим можешь лишить себя в будущем помощи, поддержки).

Задать проверочный вопрос: Назовите виды контроля. На примерах объясните.

3-й вопрос. Социальные отклонения. Теории, объясняющие причины отклонения.

Включить слайд №4. Основные виды и формы девиантного поведения.
Используя слайд, объясняю.

Понятно, что в мире нет ничего совершенного. Поэтому и в социальном поведении людей, к сожалению, имеет место множе¬ство нежелательных отклонений. С ними связано еще одно соци¬ологическое Понятие - так называемое девиантное поведение. Термины «девиация», «девиантный» происходят латинского deviatio - отклонение. От¬сюда девиантным называют отклоняющееся поведение людей. Его рассматривают в широком и узком смыс¬лах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным сте¬реотипам. При таком подходе, однако, необходимо различать, условно говоря, положительную, или позитивную, и отрицатель¬ную, или негативную (от лат. negativus- отрицательный) деви¬ацию.
Позитивная девиация - это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, стран¬ное или даже, возможно, как «ненормальное», но в то же время в основном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствия и т. д. Привести примеров из истории Великой Отечественной войны.
Негативная девиация, напротив, представляет те поведенчес¬кие отклонения, которые вызывают у большинства людей реак¬цию неодобрения и/или осуждения. Сюда можно отнести терро¬ризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т. д.
Прочитаю статью из газеты «Советская Чувашия №187 от 28.09.1999г. «Вандализм». «В день рождения сына, погибшего в Чечне в декабре 1995 –го при штурме Грозного, жительница Новочебоксарска Л.Андреева (мама Миши Андреева, бывшего нашего студента) напекла пирогов, купила цветы. А ограда, обрамлявшая последнее пристанище Мишеньки, исчезла.… И стон пронесся над кладбищем, стон матери, которую негодяи в людском обличье лишили последних сил, осквернив печальный приют ее мальчика. «Господи, да в какое же злое время мы живем! Дайте покоя моему сыну!» - неизвестно к кому взывала мать, стирая платочком дождевые капли с надгробной фотографии. И если матери плачут, то плачут они не только по погибшим сыновьям, но и по этим неизвестным им подонкам, которым, видно, так и не суждено стать людьми».
Далее выступают студенты. Сычев А., Муравьев А., Федоров Роман. Они подготовили материалы.

Сычев Александр: Наркомания является весьма близкой к алкоголизму (или даже его разновидностью) девиацией. Она представляет собой болезненное влечение к разного рода наркотикам - болеутоля¬ющим, снотворным, веселящим или дурманящим веществам. Здесь те же или схожие мотивы - жажда удовольствий, жела¬ние «отдохнуть» от повседневности, «убежать» от неприятной реальности, испытать острые ощущения. И, как правило, тот же итог - совершение преступлений, глубокое физическое и психическое истощение, сильная наркозависи¬мость, деградация личности.
К примеру, год увлечений нюханием такого сильного раствори¬теля, как клей «Момент», ведет, по мнению врачей, к растворению мозгов у детей. А тот же «стаж» употребления самого опасного (мощ¬ная зависимость и крайне тяжелая «ломка») нарковарева - вызывает у человека стойкое слабоумие на уровне старческого.
По данным ООН, сегодня наркотиками злоупотребляет при¬мерно каждый 25-й житель Земли. Иначе говоря, число наркома¬нов в мире перевалило за 200 млн. чел. В России в начале 1998 г., по данным Министерства внутренних дел страны, число актив¬ных наркоманов уже превышало 2 млн. чел. Потребление наркоти¬ческих веществ стремительно догоняет потребление алкоголя, и при сохранении нынешних тенденций через 10-15 лет численность наших алко- и наркоголиков может сравняться. Тем не менее ряды сторонников легализации свободного потребления отдельных ви¬дов наркотиков, похоже, растут.

Муравьев Александр о пьянстве: Пьянство, т. е. неумеренное потребление спиртных напит¬ков, и алкоголизм (болезненное влечение к алкоголю) несут огром¬ный вред всем людям. Они угрожают здоровью пьющего и его детей, разрушают личность алкоголика и его семью, ведут к не¬счастным случаям, преступлениям, снижению эффективности экономики и благосостояния общества. К примеру, в США, по подсчетам американских исследователей, от алкоголизма страда¬ет около 14 млн. жителей, а ежегодные потери от него доходят до 100 млрд. долл. Россия, к великому сожалению, во все времена отличалась высо¬ким потреблением алкоголя. Еще более 120 лет назад русский писа¬тель Федор Достоевский (1821-1881) в романе «Бесы» отмечал, что у нас в стране «моря и океаны водки испиваются на помощь бюдже¬ту». Однако алкоголизация общества особенно возросла в последние десятилетия. Так, за 20 лет продажа водки и ликероводочных изделий увеличилась более чем в 2 раза, а плодово-ягодных (но народной терминологии, «плодово-ягодных») вин - более чем в 6.6 раза
Алкогольный дикий разгул продолжается и в сегодняшней «воль¬ноотпущенной», но пока необустроенной России. Наша страна в настоящее время является абсолютным мировым лидером по потреб¬лению алкоголя на душу населения (25 литров чистого алкоголя в год на душу взрослого, работоспособного населения), существенно опережая такие традиционно многопьющие страны, как Франция, Португалия, Италия, Германия и Венгрия. Причем - 90 % чистого алкоголя россияне потребляют в виде крепких напитков, в то время как нигде в Европе, кроме Финляндии (36 %), этот показатель не превышает и 30 %. Отсюда не удивительно, что число заболеваний алкогольными психозами в последние годы более чем утроилось и что по разным причинам, связанным с алкоголем, ежегодно гибнет около 500 тыс. россиян.

Федоров Роман о вреде курении: Трудно найти другую привычку, о вреде которой известно столь много. Однако до сих пор подавляющее большинство молодежи относится к курению как к занятию безобидному, а часто и привлекательному. Курение вызывает много опасных заболеваний, которые часто приводят к тяжелым последствиям и даже смерти. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, наиболее опасная болезнь – рак легких – в 95 % случаев связана с курением, а каждый четвертый случай – с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Американские ученые посчитали:
каждый курящий человек в день обходится на 3 доллара дороже для медицины, чем некурящий человек;
курильщики в целом работают хуже и меньше из-за перекуров;
курильщики болеют чаще, дольше и тяжелее;
курильщики раньше умирают;
треть (1/3) всех пожаров происходит по вине курильщиков.
Использовать газеты (В приложении)

Включить слайд № 5. С какого возраста ты куришь?
Слайд № 6. Сколько сигарет вы выкуриваете?
Слайд № 7. Количество наркотиков, изъятых на таможне.

Вместе с тем все, как известно, всегда относительно, а люди подчас субъективны и резки в оценках и склонны «навешивать ярлыки» на всех, кто не вписывается в их представления о норме. Поэтому в девиантах у части общества могут оказаться обыкно¬венные «моржи» (купальщики в проруби), путеше¬ственники-одиночки [вроде отважного россиянина Федора Конюхова (род. 1951)].

Используя слайд №8 рассказать о причинах девиантного поведения.

Причины девиантного поведения социологи ищут в самых разных направлениях:
(а) в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, чрезмерная тяга к удовлетворению своих желаний, стремление выделиться, зависть и т.д.);
(б) в их биологических и психологических особенностях (особые свойства отдельных организмов, генетическая предрасположенность некоторых индиви¬дов к девиантности, умственные дефекты, психопатия2 и т.д.);
(в) наконец, в социальных условиях жизни (воспитание, образова¬ние, человеческое окружение, возможности работать, хорошо за¬рабатывать, культурно отдыхать и т. д.).
Если взять интеллектуальные характеристики людей, то по ним население сегодняшней России ученые распределяют следую¬щим образом.

Включить слайд № 9 и используя слайд, характеризовать об интеллектуальном уровне граждан России.

Характеристика интеллектуального уровня граждан современной России
Труппы людей с соответствующими интеллектуальными данными Гримерный
процент от
всего населения
- интеллектуальная высшая элита

■ люди с интеллектуальными данными выше средних

люди со средними интеллектуальными данными

■ люди с интеллектуальными данными ниже средних

- умственно неполноценны 15

33,5


10


24,5

17


Любопытны в связи с этим некоторые результаты исследова¬ний причин преступности. У подавляющего большинства преступ¬ников (почти у 8O %) ученые обнаружили один и тот же «дефектный ген», который, возможно, является своего рода «геном преступнос¬ти». Это может означать, что истоки преступного поведения лежат главным образом на генетическом уровне и что наиболее негатив¬ную девиацию чаще всего проявляют психически неполноценные люди с выраженной, интеллектуальной недостаточностью. Если учесть, что 22 % россиян страдают серьезными психическими отклонения¬ми или заболеваниями, то обществу есть над, чем задуматься.
В социологии и юриспруденции обозначение противоправных действий подростков называют делинквентным поведением.

4-й вопрос. Проблемы роста преступности и криминализация общества в современной России.

Используя слайд № 10,11 рассказать структуре преступности в России.
Преступность - это переход границы нормы. Виды; и объемы преступлений зависят от общего состояния общества и отношения людей к социальным норм; и отклонениям. По мнению социологов и юристов, фактически преступлений совершается в несколько раз больше. Но в любом случае тенденция ясна: в России в 1990-е гг. произошел резкий рост преступности, опережающий мировую тенденцию роста, составляющий 5 % в год.
Основные причины роста преступности в современной России связаны с резким изменением ценности и социальных норм, приведшим к росту эгоизма и жажды обогащения любой ценой одних групп людей и ухудшению материального положения других. К основным видам преступлений следует отнести:
интенсивный рост спекуляций, валютных операций с нарушением закона;
интенсивный рост корыстных преступлений путем обмана;
преступления, совершаемые на почве передела собственности, полученной в результате приватизации;
интенсивный рост краж, как против личной coбственности, так и против государственной;
криминализацию политической и правовой элит. Преступность приобрела в значительной мере организованный характер в форме временных союзов людей из самых различных сфер, объединяющихся. В эти союзы выходят криминальные элементы, чиновники, бизнесмен банкиры, представители силовых структур, специалисты. Это затрудняет раскрытие преступлений, имеющих крупные масштабы, от чего страдает все население страны.
Российская организованная преступность стала международной. К преступным действиям междуна¬родного характера можно отнести:
* мошенничество и отмывание денег;
*торговлю оружием и наркотиками;
*проституцию и торговлю человеческими органами
*контрабанду ядерного, биологического и химического оружия.¬

Искоренить преступность невозможно, но общество обязано ее контролировать, чтобы она не приобрела силу эпидемии и не захватила всю систему, всю вертикали власти.

Заключительная часть - 10 мин
Для выполнения проверочного задания включить слайд № 12 и раздать листочки: найти антонимы к следующим словам. (Время 5 мин.)
Социальные поведения могут быть
-------------------------------------------------------- Эгоистическим
---- -------------------------------------------------- Противоправным
------------------------------------------------------- Легкомысленным
------------------------------------------------------- Трусливым
-------------------------------------------------------- Порочным
------------------------------------------------------- Приспособленческим
------------------------------------------------------ Грубым и неучтивым

Приведите примеры социальных отклонений (девиаций)

Позитивные (одобряемые) отклонения Негативные (неодобряемые) отклонения
------------------------------------------------- ---------------------------------------------------
------------------------------------------------- ---------------------------------------------------
-------------------------------------------------- ---------------------------------------------------
------------------------------------------------- --------------------------------------------------
------------------------------------------------- ---------------------------------------------------
------------------------------------------------- ----------------------------------------------------
------------------------------------------------- ----------------------------------------------------
------------------------------------------------- ----------------------------------------------------










Определите понятия «санкция» ________________________________________________________________________________


Фамилия и имя студентов.


Подведение итогов.
Объявить оценки
Раздать памятки о вреде курении алкоголя.
Задание на дом: Учебное пособие «Основы социологии и политологии» стр. 124-135..
Папка для дополнительных материалов

Вопросы и задания для самоподготовки студентов по теме «Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения»:

1. Выпишите все типы социальных норм, которые вам известны, и напротив каждого типа поставьте виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.
2. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, телефон, блокнот, часы, компьютер, телевизор, весы, одежда, ценники на товары, реклама, светофор, окно?
3. В чем заключается разница между девиантным и делинквентном поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?
4. Проанализируйте историю России, установите периоды, когда был особенно сильно развит внешний контроль и особенно слабо – внутренний.
5. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными.
6. Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от организованной преступности?
7. Как вы понимаете выражение «нормальные» люди?

Пословицы
на тему «Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения».


Видна птица по полету (По манере, поведения, по поступкам, делам сразу видно, что за человек).

Знай край, да не падай (Знай меру, не переходи границ дозволенного).

И сырые дрова загораются (Даже спокойного человека можно вывести из терпения).

Как аукнется, так и откликнется (Как относишься к кому-либо, так и отнесутся и к тебе).

Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан (Лучше немного полезного, чем много, но ненужного, бесполезного).

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться (Не делай неприятностей, не вреди кому-либо, так как этим можешь лишить себя в будущем помощи, поддержки).

Свет не клином сошелся (Не все этим кончено, еще найдется выход из положения).



Заключение

Уважаемые преподаватели, предлагаемая работа поможет проводить занятия по Основам социологии и политологии в воспитании студентов, расширении знаний по социологии.
Я понимаю, что после проведения занятия, используя этот материал вряд ли резко сократится рост отклонений от социальных норм. Но если хоть несколько человек задумается всерьез, и захочет изменить в своей жизни, я буду считать, что своей цели достиг.






Литература

1. 1.Кравченко А.И. Социология и политология. Москва 2000г.
2. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Москва.2003 г.
3. Тадевосян Э.В. Социология. Москва.1995г.
4. Курс лекций. Социология. Москва.1996г.
5. Газеты «Грани», «Советская Чувашия», «Аргументы и Факты».
6. Энциклопедия афоризмов. Москва 2003г.














Дополнительный материал по теме 1.9 Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.
. Норма и отклонение
Разумеется, понятие «норма» весьма неоднозначно. Если задуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между приемлемым и неприемлемым нет. Не существует и идеальной нормы. Многие люди стремятся достичь античного идеала - гармонического соотношения здорового тела и здорового духа. Но далеко не всем это удается.
Кого можно считать здоровым, психически уравновешенным человеком? Ученые разработали несколько критериев.
В физическом плане уравновешенный человек должен обладать отменным телесным здоровьем: у него хорошее телосложение, он любит физические усилия и умеет сопротивляться усталости.
В аффективном плане уравновешенный индивид способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, умеет проявлять внимание к партнеру и чувствовать его потребности.
В интеллектуальном плане уравновешенным можно считать того, кто обладает хорошими умственными способностями, позволяющими ему мыслить и действовать продуктивно: он быстро переходит от мыслей к делу, реально оценивает свои возможности, не питает иллюзий, постоянно совершенствует свою квалификацию, стремясь добиться поставленной цели в разумные сроки.
В нравственном плане уравновешенный человек обладает развитым чувством справедливости, склонен больше полагаться на собственные суждения, чем на оценки других людей, всегда готов признать собственные ошибки, обладая твердой волей и внутренним достоинством.
В личностном плане уравновешенный человек - это оптимист, любит жизнь, чаще всего это добродушный, жизнерадостный по характеру человек. Это зрелая личность, способная брать на себя ответственность, не отказываясь и от риска. Она достаточно устойчива в эмоциональном плане, не проявляет ни излишней доверчивости, ни чрезмерной подозрительности и способна принять собственную неудачу без несоразмерных переживаний. Как правило, уравновешенный человек предпочитает достигать желаемого собственными усилиями, а не жалобами или манипуляциями'.
Если вы примените к себе эти критерии, то скорее всего обнаружите, что какие-то черты у вас присутствуют, а каких-то не хватает. Счастливчиков, сумевших воплотить в себе античный идеал, не так уж и много. Согласно данным медицинских обследований, только 30% всех людей являются по всем показателям психологически здоровыми. Напротив, более 70% всех людей обнаруживают поведение невротического типа, из них 5% населения страдает тяжелыми неврозами2.
Как мы выяснили, среди людей большинство составляют те, кто обнаруживает различного рода нарушения личности. О расстройствах личности говорят только в тех случаях, когда человек недостаточно гибок, плохо приспосабливается к меняющейся реальности и вследствие этого испытывает постоянное напряжение и стресс, которые усложняют и без того непростую жизнь.
Нарушения могут быть самого разного толка. Параноидной личности свойств

© 2009, Компания

Конструктор сайтов - uCoz