Тема. Задачи курса. Предмет, функции и специфика социологического метода.

Учебные вопросы:

1.Цели и задачи изучения предмета.
2.Понятия о предмете и методах исследования науки.
3.Функции социологии.
4. Методы социального познания.
5.Применения исследований в изучении социальных проблем на производстве

1. Цели и задачи изучения предмета.

Социология читается в настоящее время во всех высших и средне профессиональных учебных заведениях страны. Социологическое образование является неотъемлемой составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.

Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука, каковы предпосылки и условия ее развития, возрастающего значения в жизнедеятельности людей, своего рода «второго рождения» в конце 20 века в нашей стране? Ответы на эти вопросы во многом предопределяют понимание сути и содержания этой науки.
Случайно ли социология как автономная наука возникает в середине 19 в.? Следствием вызревания каких социальных явлений она стала?
Социология, в том числе и теоретическая, фундаментальная, является научным основанием практических общественных преобразований. Социология своего рода учебник жизни. Она помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс.

Понятия о предмете и методах исследования науки.

«Социология» в буквальном переводе означает «учение об обществе» (от латинского «общество» и греческого «слово, учение»). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как систему, состоящую из объективно взаимосвязанных элементов.
Социология как самостоятельная наука начала развиваться во второй трети 19 в. Её появление в систему гуманитарных знаний обусловливалось двумя основными причинами: объективными потребностями развития общества, достигшего к тому времени определенного своего уровня зрелости, и внутренней логической развития процесса познания закономерностей развития общества.
Становление в 40-50г. 19 в. капиталистического общества, пришедшего на смену феодальному, казалось связанным с предоставлением Большой свободы, как отдельному индивиду, так и социальным группам в политической, экономической и собственно социальной сферах, расширяло возможность объективного познания закономерностей социальной жизни.
Создание новых структур управления обществом (взамен разрушенных феодальных) обусловило необходимость учета интересов и настроений социальных групп и индивидов, специфики взаимодействия людей в демократическом обществе и взаимоотношения между ними.
Это положило, по существу, начало социологии как относительно самостоятельной науки.
Представление о сущности социологии оказывается более полным при ее сравнительном анализе с социальной философией, то есть с областью философских знаний, ориентированных на познание общества и общественных явлений.
Как и другим родственным наукам, им оказываются присущими черт общности и своеобразия.
Общими для социологии и для социальной философии являются объекты познания: общество, государство, гражданское общество, социальные группы и массы, индивид, личность, мораль, культура и т.п.
Однако, если для социальной философии характерно движение познания этих объектов в направлении от предельно общих законов их существования и развития к частным явлениям и фактам общественной жизни, то для социологии главным оказывается движение познания от частных (единичных) фактов и явлений в жизни людей и общества к предельно высоким обобщениям.
Аналогичным образом обстоит дело в сфере методологии познавательной деятельности.
Социальной философии присущ: приоритет логического подхода к познанию социальных явлений и процессов по отношению к историческому; приоритет по отношению к детализации и, в связи с этим, приоритет движения познания от всеобщего к единичному по отношению к движению познания от единичного к всеобщему.
В рамках социологии распределение приоритетов оказывается прямо противоположным. Социолог отдает предпочтение историческому, а не логическому, конкретному, а не абстрактному, анализу, а не синтезу, индукции, а не дедукции.
Социология знаменует собой новый тип знаний о социальной действительности, характеризующейся своеобразием принципов исследования общества и общественных явлений. Её суть может быть сформулирована следующим образом.
Социология – это наука, основное содержание которой составляет выявление закономерностей существования и развития индивидов, конкретных социальных групп, социальных институтов и социальных процессов в их связи с обществом как целостной системой.
В изучении общества социологи исходят из принципов, основными из которых являются: принцип целостности, принцип всеобщности, принцип конкретности.
Принцип целостности проявляется в изучении частных социальных явлений и процессов как элемента системного в своей основе общества.
Всеобщность для социолога означает требование выявления в единичных, и нередко случайных, фактах социальной действительности объективных закономерностей.
Суть принципа конкретности социологических исследований заключается в том, что социальные процессы и факты изучаются в их конкретно-историческом проявлении, т.е. в их конкретном воплощении (национальном, возрастном, региональном, временном).
Специфический облик придает социологии присущие ей методы познания социальной действительности. Часть этих методов социологии заимствовала у этнографов, психологов у специалистов по статистике, часть – разработана самостоятельно. Но всем методам социологии придала свой специфический характер, обеспечивающий ей активный познавательный поиск.
Основными методами сбора необходимой социальной информации являются: анализ документов; наблюдение; опрос. При этом в качестве документов могут выступать письменные источники, звука - и видеозаписи, зафиксированная на дискетах ЭВМ и т.п.
Наблюдение осуществляется в соответствии с определенной процедурой, включающей в себя формирование гипотезы, определение задач социологического наблюдения, разработку его программы и собственно наблюдение за интересующим исследователя объектом (например, за процессом формирования микро коллективов в студенческой группе, становлением неформального лидера и т. п.)
В последнее время особой популярностью у социологов пользуется так называемое включенное наблюдение. Реализуя его, исследователь социолог непосредственно (и как правило инкогнито) внедряется в ту среду, которую он изучает.
Опрос проводится, как правило, в форме интервью или анкетного опроса. Метод анкетного опроса - это эффективный инструмент познания социальной действительности на основе фактов. Он сочетает в себе, с одной стороны, массовость, что дозволяет добиться фиксации типичных неслучайных социальных явлений, с другой стороны - математическую точность и выразительность результатов, возможность их сопоставления и статической обработки.
Анкетный опрос позволяет сохранить анонимность, независимость опрашиваемого, ограничить возможность прямого влияния исследователя.
Вместе с тем, результаты массовых опросов не только фиксируют общественное мнение, но и в немалой степени способны влиять на него, будучи опубликованным, в газетах, журналах или объявленными по радио и телевидению.
Это обстоятельство обусловливает необходимость соблюдения определенных и достаточно строгих правил проведения массовых социологических опросов и, особенно, порядка их обнародования.
Перечисленные принципы и методы социологического познания обусловливают наличие в его структуре двух взаимосвязанных, но относительно самостоятельных уровней: теоретического и эмпирического. Для более глубокого уяснения сущности каждого из них, необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство.
Ранее было отмечено, что особенностью социологии является, ее восхождение от конкретных социальных фактов к глубоким теоретическим обобщениям.
Однако общая направленность социологического познания от единичных фактов к всеобщим закономерностям вовсе не исключает его от предварительно сформулированных теорий и гипотез к фактам социальной действительности.
В итоге любое социологическое исследование и любые социологические знания представляют собой единство фактографии (собранных и описанных фактов социальной действительности) и ее теоретического осмысления. Сбор и описание фактов социальной действительности составляет основное содержание эмпирического уровня социологии, а их осмысление и обобщение – основное содержание ее теоретического уровня.
Эмпирический уровень социологии, в соответствии с ее сутью, является определяющим по отношению к ее теоретическому уровню.
Однако, говоря о главенствующей роли эмпирического уровня социологии, было бы ошибкой рассматривать ее теоретический уровень как несущественный. Фиксации и описание явлений социальной действительности - мертва.
В зависимости от отношения содержащихся в них теоретического и эмпирического аспектов, социологические знания подразделяются на социологические теории среднего уровня. и на социологические теории высшего уровня.
Для конкретно-социологических исследований характерен приоритет эмпирического подхода к решению проблем по отношению к теоретическому.
Главная научная цель социологических исследований – это сбор, описание, первичная классификация и объяснение факторов социальной действительности. Теоретическая социология в этом процессе присутствует, главным образом, на этапе систематизации полученных факторов.
Социологическим исследованиям и теориям среднего уровня присуще оптимальное (сбалансированное) соотношение теоретического и эмпирического подхода к анализу социальных явлений и процессов.
В его рамках ставится и решается задача теоретического осмысления проблемы, поиска внутренней взаимосвязи между внешне разрозненными фактами действительности. Это может быть реализовано только при условии сочетания конкретно-социологического исследования с теоретическим.
Благодаря этой особенности, социологические исследования среднего уровня оказываются необходимыми и возможными только применительно к конкретному Социальному явлению, о котором может быть собрана и обобщена конкретная информация. Такими явлениями могут быть производство, культура, политика, религия, наука, образование, семья и т.п. результатом подобных исследований оказывается, как правили, соответствующие социологические теории: социология труда, социология политики, социология религии, социология образования, социология семьи и т.п.
Социологические исследования высшего уровня характеризуются очевидным приоритетом теоретического аспекта по отношению к эмпирическому. На своем высшем уровне социология как бы «соприкасается» с социальной философии.
Результатом социологического исследования высшего уровня является общесоциологическая теория, отражающая ту или иную социальную грань существования и функционирования общества как целостной единой системы.
Значение общесоциологических теорий состоит в том, что они предопределяют общий подход к изучению социальных явлений. Иными словами общесоциологические теории «пронизывают» единым теоретическим видением как конкретно- социологические исследования, так и социологические теории среднего уровня.
В современной социологии существуют две основные конкурирующие группы обще социальных теорий: макро социологические и микро социологические.
Сторонники макро социологических теорий исходят из того, что познания общества в целом должно предшествовать познание его структурных элементов (социальных институтов, общностей людей и индивидов). Т.о., в этих теориях макро социологический уровень рассматривается как решающий.
Авторы микро социологических теорий считают, что основным и единственным объектом внимания социологии должна быть личность, межличностные связи, отношения и взаимоотношения.
Ограниченность сугубо макро социологических и микро социологических теорий достаточно очевидна. Абстрактное, оторванное от реальной жизни и насущных потребностей индивидов, теоретизирование по поводу социальных проблем – не более чем «гимнастика ума». С другой стороны, «чистый» эмпиризм, при всей его простоте и привлекательности, отказываясь от фундаментального теоретического осмысления социальных факторов, оказывается обреченным на поиск истины «вслепую». суть отдельных социальных явлений невозможно уяснить без обращения к анализу всеобщих закономерностей существования и развития общества.
Первым в истории социологии это положение сформулировали К. Маркс и Ф. Энгельс. И они же первые предприняли попытку решения проблем личности, межличностных отношений, исходя из концепции общественного развития, которая, с их точки зрения, носила всеобщий характер. С этой оценкой можно соглашаться или не соглашаться, но сама по себе попытка осуществления движения социологического познания от абстрактной теории к конкретным явлениям ( при очевидном приоритете теоретических положений) заслуживает самого пристального внимания.
Анализируя, различные уровни социологических исследований, необходимо учитывать следующее обстоятельство.
Социальный заказ на создание макро социологических теорий появляется крайне редко, как правило, на этапах перехода того или иного общества от одного своего качественного состояния к другому.
И основная тяжесть в разработке таких теорий ложится на плечи избранных гениев человечества.
Потребность в уточнение существующих или в формировании новых социологических концепций среднего уровня возникает значительно чаще. Всякая, более или менее существенная «подвижка» в обществе вызывает необходимость переосмысления нашего представления о нем и о происходящих в нем процессах. Решение задач такого уровня возлагается, как правило, на специалистов-социологов, имеющих соответствующее образований и обладающих необходимым интеллектуальным и творческим потенциалом.
На определенном уровне зрелости общества, Конкретно социологические исследования становятся предметом «повседневного спроса». Необходимость в организации и проведении таких исследований возникает не только на уровне государства, но и на уровне деятельности специалистов высшего, среднего, низшего звена. Каждый специалист должен иметь хотя бы самое общее представление о практике проведения конкретно-социологических исследований.
Следует учесть, что их организация и проведение предполагает наличие определенной социологической подготовки и знания основных положений социальной философии, социальной психологии, этнографии, математической статистики, информатики и т.п. Основной задачей конкретных социологических исследований оказывается выявление фактов социальной деятельности сбор информации о ее отдельных сторонах.
Социальный факт (в рамках социологии)- это зафиксированное и описанное явление социальной действительности: поведение людей 9индивидов или социальных общностей); результаты их предметно-материальной, интеллектуальной или духовной деятельности; общественное мнение о тех или иных явлениях социальной жизни.
Обеспечить высокий уровень достоверности получаемой информации о социальных факторах можно только при условии выполнения следующих правил.
Необходимо акцентировать внимание на наиболее типичных фактах, стремясь исключить случайное, «наносное».
Проводя исследование методом опроса или интервьюирования, следует особое внимание обратить на четкость формулируемых вопросов, не допуская их двойственной трактовки.
Концентрируя внимание на социальных фактах, которые подтверждают рабочую гипотезу, исследователь не должен игнорировать те сведения, которые опровергают ее.
Соблюдение этих правил обеспечивается выполнением системы исследовательских процедур, она включает в себя: выявление и постановку проблемы, подлежащей исследованию; разработку рабочей гипотезы; определение конкретных целей и задач исследования; описание исследуемого факта (явления); анализ полученных результатов; корректировку рабочей гипотезы и формирование концепции решения исследуемой проблемы.
Корректировка рабочей гипотезы может завершиться ее радикальным пересмотром. В таком случае необходимо повторить исследовательский цикл, начиная с корректировки соответствующих целей и задач.

Функции социологии.
Из целого ряда возможных функций социологии можно выделить 4 основные:

· Эмпирическая функция предполагает изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработку конкретной фактической информации (первичных данных) – о численности и составе населения, рождаемости и смертности, количестве безработных, уровне разводов, семейных бюджетах и т.д.

· Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтвержденные практикой научные выводы. В результате (1) социологическая наука обогащается новыми понятиями, терминами, определениями; (2) создаются те или иные теории, доктрины, концепции, объясняющие социальные процессы и явления; (3) общество глубже познает закономерности и перспективы своего развития.

· С этими перспективами связана и прогностическая функция социологии. Он имеет место, когда ученые разрабатывают прогнозы (научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем).

· Наконец, когда социологические прогнозы, теоретические и иные разработки используются для решения практических задач,


социология выполняет прикладную функцию. Так, исследования социологов могут помочь в выборе оптимальных мест для создания новых предприятий, в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию систем образования, здравоохранения, трудоустройства, пенсионного обеспечения населения и т.д.
Особенно широко в этой функции социология применяется в производстве и управлении. Здесь ее часто называют социальной инженерией. Подобная «индустриальная социология» направлена на поиск путей рационализации и повышения эффективности процессов производства и управления (улучшение условий труда, совершенствование организационных структур, создание в них благоприятного социально-психологического климата).

Методы социологического познания.

При сборе первичных данных используют 4 основных метода, каждый имеет свои разновидности:
1. Опросный метод (анкетный опрос: глубинный, фокусированный, стандартизованный, социометрический; социологическое интервью: нестандартизованное, стандартизованное, полустандартизованное)
1. Социологическое наблюдение (стандартизованное, нестандартизованное, включенное, невключенное, лабораторное, полевое)
2. Социологический эксперимент (реальный, мысленный, научный, прикладной)
3. Анализ документов.
Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.
Вместе с тем опросные методы имеют и свои недостатки. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры); с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).
Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью.


Анкетный опрос. Само название этого метода предполагает структуру: 2 крайних полюса – исследователь и респондент, а также звено, оспосредующее их отношения. Кроме того, выделяются процессуальная структура этого метода, т.е. основные этапы его осуществления, к которым относятся:
1. Подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария его пилотажная проверка, подбор и подготовка анкетеров, решение организационных проблем).
2. Оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления.
3. Результирующий этап – обработка полученной информации.

Любая анкета включает в себя 3 основные части: вводную, содержательную и заключительную (паспортичку).
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, ибо от этого во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, их размещение, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты.
Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.
Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования: при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социологического инструментария, как самостоятельный метод исследования и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического исследования.
Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающей проведение беседы, основанной на непосредственном контакте социолога и респондента.
Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации, основанной на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации.
Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта.
Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие о посредующих звеньев между исследователем и испытуемыми т.е. безусловное наличие прямого контакта.
Социологические наблюдения имеют недостатки. Участвуя активно или пассивно, социолог в той или иной мере невольно вмешивается в естественный ход этого события. Наблюдение носит ограниченный характер, т.к. позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени.
Эксперимент – это такой метод исследования, с помощью которого путем планомерного управления условиями изучаемой ситуации проверяются и испытываются о причинных связях явлений.
План эксперимента разрабатывается в зависимости от специфики задач и гипотез исследований.
Анализ документов. Этот метод позволяет оперативно получить информацию об изучаемом социальном явлении. Эта информация носит объективный характер.
Анализ документов имеет преимущество:
1.Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте исследования.
2.Эта информация носит объективный характер.
Нельзя забывать и об ограничениях, связанных с качеством информации:
а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов
б) часть этой информации устаревает
в) цель создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться социологом
г) большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников


Вопросы и учебные задания для самоподготовки.

1. Какое место среди наук об обществе занимает социология?
2. Когда и почему возникает «Социология»? Кого из ученых называют отцом социологии? Почему?
3. Каковы особенности и задачи современной социологии? В чем сущность ее основных функций?
4. Какими методами пользуется социология при познании мира?
5. Какой метод наиболее популярен в социологии?
6. Ваши ожидания от курса социологии. Как, на Ваш взгляд, можно использовать знания по социологии выпускникам техникума?

© 2009, Компания

Конструктор сайтов - uCoz