Тема 1.3. Общество как социальная система.

Учебные вопросы:
1. Общество и его основные типы.
2 .Развитие общества. Прогресс и регресс.
3. Особенности развития стабильного общества. Проблемы развития современного Российского общества.
4. Традиционное и современное общество.
5. Многообразие обществ в современном мире.

1. Ключевым понятием социологии является «общество». Однако в повседневной жизни это понятие используется весьма широко и многозначно. Под ним могут подразумевать;
и небольшой круг людей (избранное общество);
и общество любителей театра;
и российское общество в целом;
и даже все общество в целом.
Социология чаще всего имеет дело с третьим из приведенных примеров. Т.е., говоря «общество», социологи имеют в виду прежде всего скажем белорусское, китайское, российское, германское, греческое и другие общества подобного уровня. Давайте мы с вами рассмотрим по шире это понятие.
В связи с понятием общества в человеческой истории выделяют два главных периода:
- период досоциального существования человека (когда люди жили разрозненно в естественно-природном состоянии) и
- период их социального существования (когда они объединились в общество).
Общество можно определить как самую крупную совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием общей территорией, историей и культурой.
Определение общества как самой крупной совокупности людей необходимо для большей точности. Так, к примеру, население Москвы (сопоставимую с населением Бельгии и Швейцарии, вместе взятых). Но относят ли её социологи к категории «общество»? Нет, поскольку это лишь часть российского общества, которое составляют все россияне и которое является самой крупной общностью, устойчиво связанных между собой людей на территории России.
Относительно времени появления человека современного вида (Homo Sapiens (лат) – человек разумный) существует множество версий. По одной из них анатомически современный человек возник примерно 200 тыс. лет назад, а современный поведенческий человек – около 50 тыс. лет назад. Если взять за точку отсчета существования человеческих обществ 50-40 тыс. лет назад. Сначала (примерно в первые 3-4 десятка тысячелетий) это были простые общества первобытных людей, основанные на их кровнородственных связях, без имущественного расслоения, без классов и государства.
Позднее, с переходом людей от охоты и собирательства (присваивающая экономика) к скотоводству и земледелию (производящая экономика), с изменением кочевого образа жизни на оседлый, с ростом производства и возникновением прибавочного продукта и частной собственности, с расслоением общества, появлением противоположных классов (рабовладельцы, рабы и т.д.) и государства (6-10 тыс. лет назад) образуются сложные общества и в мире формируются отдельные страны.
Общество, государство и страна – понятия близкие, но не тождественные. Если общество – это сами люди, живущие вместе и взаимодействующие друг с другом, то государство – управляющие ими органы власти, и страна – определённая территория, на которой они обустроились и живут.
общество – люди
государство – органы власти
страна – территория, где проживают члены общества

Помимо простого и сложного социологи выделяют целый ряд других типов общества. Так,
1) по наличию письменности: дописьменное общество и
письменное общество.
2) По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру: открытые и закрытые.
3) По виду господствующей религии: исламские,
православные,
католические.
4) По социально-экономическим признакам, два подхода и две системы:
а) марксистская (формационный подход);
б) теория трёх стадий современных социологов
(цивилизованный подход).

Общество в целом (в единстве составляющих его индивидов, соц. групп, институтов, процессов) является предельно общим объектом социологического знания, что обусловливается рядом обстоятельств.
Во-первых, общество представляет собой ту условную «границу», за которую социология не может и не должна выходить по своей сути
Во-вторых, возникновение, существование и развитие социологии связано, прежде всего, с необходимостью цивилизованного управления обществом, микро- и макросоциальными процессами, протекающими в нем.
В-третьих, правильное объяснение результатов конкретно – социологических исследований на любом уровне оказывается объективно возможным без учета специфики тог общества, в котором эти исследования проводятся.
Что же такое «общество»? В современной социологии нет единой трактовки содержание этого понятия. Поэтому в данном случае ограничимся следующим определением, отражающим наиболее распространенную точку зрения: Общество – это социальная система, представляющая собой исторически сложившуюся и развивающуюся форму единства индивидов и социальных групп, обеспечивающую организацию и координацию их взаимодействия.
Общество характеризуется рядом признаков, первым из них является территория как географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения и взаимодействия.
Второй отличительной чертой общества служит его устойчивость, т.е. способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении её причин. Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивости единства общества в «коллективном сознании», в наличие общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р.Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения. Некоторые социологи придерживаются точки зрения, суть которой состоит в том, что устойчивость существования общества обеспечивается наличием государственной власти, которая контролирует поведение и взаимоотношения людей, подавляя, в случае необходимости, их деструктивные устремления и действия.
По-видимому, социальная стабильность обеспечивается не каким-то одним, а рядом социальных факторов, в число которых входит и структура общества.


Что такое общество
За многие века, а размышлять над природой общества люди начали в глубокой древности, накопились десятки и сотни определений общества.
В античности, когда человек мыслил окружающий мир гораздо проще и представлял его себе гораздо меньшим по объему, определение общества охватывало только такие житейские отношения, в которых греки или спартанцы видели союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообществом земляков или единомышленников. Для Аристотеля главным в обществе было братство и любовь. А поскольку именно на них строится семья, то именно с семьи начинал он свое учение об обществе. Общество - прежде всего семья. Семейная любовь называлась «социальной», и отношения между женой и мужем были социальными. Семья называлась обществом потому, что возникала путем договора - заключения брачного союза. Брак рассматривался как источник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых все было общим.
В переносном смысле понятие общества распространялось также на отношения государственные. Так, государством называли город - полис {polis). Первоначально он предназначался исключительно для военных целей, служил оплотом обороны и исходной точкой нападения. Его население представляло дружину, жившую сообща и сплоченно. Политическое развитие надо понимать как развитие городского быта, переход к мирным профессиям, торговле, частному предпринимательству. Уже в то далекое время получило четкое размежевание понимание политического как мирного и неполитического как военного способа решения проблем. Ослабевали дружинно-коллективные связи, на первое место выходило личное начало.
В отличие от греков римляне придали понятию «социальное» исключительно юридическое значение, а обществами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных, сколько имущественных целей. В римской теории частного и публичного права, которая лежит в основе современной европейской цивилизации, прослеживаются истоки учения о гражданском обществе. У римлян общество не что иное, как договор, заключаемый не родственниками для достижения вполне конкретной имущественной цели.
Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означавшим союз граждан, первоначально только копьеносцев, воинов, дружину, сообща стяжавших имущество – respublicum (буквально - публичную вещь), а затем деливших его или сообща владевших им. Римская civilas больше, нежели греческий polis, носила характер свободной сходки, вольницы, договорной ассоциации. Государственная община в Древнем Риме постепенно разрослась до союза племен, поэтому социальным стали называть также международное общение.
С тех пор философы, социологи, политологи и представители других социальных наук активно обсуждали вопрос о сущности и главных признаках общества. Они пришли к выводу о том, что общество следует понимать в двух смыслах - широком (философском) и узком (социологическом).
В широком (философском) смысле обществом называется любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество рассматривается как вторая природа, подчеркивается, что оно стоит вне естественной природы, тем самым не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.
У этой точки зрения есть противники. Они утверждают, что общество людей является прямым продолжением биологического сообщества зверей и что в обществе нет ничего такого, чего не было бы в животном мире. Так, муравейник представляет собой Совершенный аналог человеческого общества: он так же, как оно, сложно организован, в нем существуют разделение труда и специализация, свой язык, на котором «разговаривают» муравьи, и т. д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совместный образ жизни, сторонники такой теории называют социальными животными.
Действительно, наука относит муравьев к общественным насекомым, способным образовывать семьи, состоящие из нескольких каст. Одни виды муравьев возводят наземные города -муравейники, напоминающие современные города-миллионники, а другие ведут бродячий образ жизни, напоминающий наших далеких предков - собирателей и охотников. Поэтому оправдано стремление представить человеческое общество по образу и подобию муравейника.
Тем не менее внешнее сходство обманчиво. Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Муравьи живут 65 млн лет и ни один из 10 тыс. видов за это время практически не изменился. Человек существует всего 2 млн лет, но претерпел за такое короткое время значительные качественные изменения. В чем же дело?
А дело в том, что все насекомые - муравьи, пчелы или гусеницы - эволюционируют не как индивиды, а как род. У животных -а человек по своей биологической природе принадлежит к ним -действует естественный отбор, известный нам по описаниям Ч.Дарвина. У насекомых же царствует грегарный отбор (от лат. grex - стадо): совершенствуется не особь, а вся популяция. Вот почему объединения насекомых называют биологическими сверхорганизмами. Все особи действуют генетически запрограммировано как организм одного типа.
Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологически универсальны, они могут выполнять различные функции (добывание пищи, размножение, строительство, оборона и т. д.) К тому же они имеют пол. Муравьи и пчелы биологически специализированы, в большинстве своем они бесполые. Одни особи способны только к размножению, другие могут добывать пищу, но лишены способности к воспроизводству.
У насекомых минимальные способности к обучению, а у человека - максимальные. Поведение людей на 80% социально приобретенное и лишь на 20% биологически прирожденное. Середину на воображаемом континууме способности к обучению занимают высокоразвитые животные, например обезьяны, которые в обучении достигают поразительных успехов. Чем выше способности к обучению, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга, что трудно сказать о животных и совершенно невозможно о людях. Только люди создали общество - высокоорганизованную форму совместной деятельности индивидов. Следовательно, уровень индивидуального и уровень общественного развития тесно связаны друг с другом: чем развитее индивид, тем сложнее общество. Выражение «социальные животные», относящееся к муравьям и пчелам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием.
То же самое надо сказать и о разделении труда. Муравьи генетически запрограммированы на выполнение одного вида деятельности. В отличие от животных они не могут переключаться на другие виды деятельности. Да и труда как такового у них нет. Биологически запрограммировано у насекомых и сотрудничество: помогая друг другу транспортировать тяжелый предмет, муравьи действуют инстинктивно. В социологическом смысле они не взаимодействуют.
Социальное взаимодействие, или интеракция, возможно там, где есть индивиды, обладающие осознанными намерениями, целями, потребностями и интересами.

Признаки общества
Рассмотрим, что из себя представляет общество в узком (социологическом) значении. Когда человек эмигрирует в другую страну и принимает новое гражданство, ему приходится приспосабливаться не только к иному климату или политическому режиму, но и к социальному устройству, т. е. обществу. Следует различать три сходных понятия - страна, государство, общество.
Страна - часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Вот как официально описывается наша страна.
Россия (Российская Федерация) - государство в восточной части Европы и в северной части Азии (17075,4 тыс. км2). Население 148,4 млн человек (1994), городское - 73%. Русские составляют 81,5% (1989, перепись); проживает свыше 100 народов. Большинство верующих - христиане, главным образом православные, остальные - мусульмане, буддисты и др. В России 1066 городов, 2270 поселков городского типа (на 01.1.1994). Столица - Москва. Официальный (государственный) язык на всей территории РФ - русский. Большая часть европейской территории России расположена в пределах Восточно-Европейской равнины. На юге - северные склоны Кавказа, на северо-западе - горы Хибины. К востоку от Урала - Западно-Сибирская равнина, окаймленная на юге горами Южной Сибири (Алтай, Саяны, горы Прибайкалья, Забайкалья и др.). Между Енисеем и Леной расположено Среднесибирское плоскогорье, между Леной и Тихим океаном - хребты и нагорья Северо-Восточной Азии. Наиболее крупные реки: Лена, Иртыш, Енисей, Обь, Волга, Амур; крупнейшие озера - Каспийское (море), Байкал, Ладожское, Онежское. На территории России (с севера на юг) располагаются зоны: арктическая пустыня, тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная, степная, полупустынная (Прикаспийская низменность). Месторождения нефти, природного газа, угля, железных руд, апатитов, калийных солей, фосфоритов, руд цветных, редких и драгоценных металлов, алмазов и др. Территория России разделена на 12 крупных экономических районов (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградская обл.).
Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). Как государство современная Россия характеризуется так.
Россия - демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Действующая Конституция России одобрена на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. В составе Российской Федерации - субъекты Федерации: республики (21). края (6), области (49), города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа (10). Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка. Глава государства - Президент Российской Федерации, избираемый российскими гражданами на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент является также Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Представительный и законодательный орган Российской Федерации (ее парламент) - Федеральное Собрание, состоит из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации во главе с председателем, назначаемым Президентом с согласия Государственной Думы.
Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Охарактеризовать современное российское общество можно следующим образом.
Основными социальными институтами или сферами российского общества выступают семья, производство (экономика), государство, образование, культура, наука и религия. Занятое в этих институтах население (граждане или члены общества) делятся на три основных класса: высший, средний и низший. В нашем обществе уже нет, как прежде, сословий. Элита, стоящая наверху социальной пирамиды, концентрирует в своих руках большую часть национального богатства и принимает большинство важных для страны решений. Она не превышает 1% населения, а высший класс - 5%. Средний класс невелик и составляет не более 15-20% населения. Большинство людей по уровню жизни сегодня находится у границ бедности. Экономическую основу составляют рыночные отношения. Богатое культурное наследие России позволяет ей считаться одной из самых развитых стран мира, а наличие ядерного оружия и сильной армии - входить в число ведущих держав, определяющих политику в современном мире. По уровню жизни, состоянию здравоохранения, продолжительности жизни и другим показателям Россия в 90-е годы вышла из состава развитых стран и опустилась на уровень развивающихся стран.
Страны изучает география, государство - политология, а общество - социология.
Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны -результат территориального раздела мира.
Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей (именно людей, а не их животных предков; человек же появился 40 тыс. лет назад), если это объединение отвечает следующим признакам, которые выделил американский социолог Эдвард Шилз:
1. Не является частью какой-либо более крупной системы
(общества).
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
4. Имеет территорию, которую считает своей собственной.
5. Имеет собственное название и свою историю.
6. Обладает собственной системой управления.
7. Существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций,
норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью другого целого.
Гораздо труднее решить вопрос о том, относить ли к обществу, например, поселок городского типа. Ведь у него, кажется, есть все признаки общества: кровно-родственная система, территория, история, культура, название, управление. А чего ему не хватает?
Можно дать иное определение предмету нашего обсуждения. Обществом следует называть самую большую группу, в которой только приходится жить людям, и в которую включаются все другие группы. В одном из самых авторитетных изданий - в «Словаре по социологии» (Лондон: Пингвин Букс, 1988) - его авторы Николас Абер-кромби, Стивен Хилл и Брайан С.Тернер утверждают: «Понятие "общество" представляет собой категорию здравого смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам государств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обязательно соответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого». А как бы вы отнеслись к мнению английских социологов? Согласны вы с ним или нет?
Общество в узком значении может рассматриваться под разным углом зрения. Например, его можно свести к совокупности все групп, входящих в него; и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине средний класс, а внизу бедное и бесправное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Действительно, институты выполняют функцию столпов общества, на которых все и держится. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную. И такой подход окажется правильным.
Какой бы из этих подходов мы ни взяли, он высвечивает сложное явление только с одной стороны. Но иначе и быть не может. А вот совокупность односторонних взглядов может дать нам целостную картину общества. Разберемся в его составных частях, или аспектах. Начнем с общества как взаимосвязи четырех сфер.
В социологической науке признаки общества формируется в зависимости от различий теоретических направлений.
Р. Мертон убежден, что главным для общества является существование фундаментальных ценностей, благодаря которым индивид ориентирован на соблюдение совместных норм жизнедеятельности, что является основой сохранения общества. Э. Шилз считает, что главной основой существования является обладание им такой чертой, как воздействие общей воли, обеспечивающий контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру. Н. Смелзэр определяет в качестве отличительных признаков общества, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультуру) идентичность.
В отечественной социологической литературе выделяют следующие признаки:
1. Наличие территории, обычно совпадающей с государственными границами. Территория – это основа социального пространства , в котором складываются, развиваются взаимодействия между индивидами.
2. Наличие социальной структуры, т.е. устойчивых социальных связей, которые способствуют поддержанию и воспроизводству высокой интенсивности внутренних социальных взаимодействий.
3. Самодостаточность, т.е. то, что позволяет ему без вмешательства извне выполнить свое основное предназначение – предоставить людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.
4.Общность культуры, большой интегрирующей силы, которая социализирует каждое новое поколение людей, которая включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам.


Отношение понятий «общество» и
«социальная система».

В 20 в. представление об обществе как о целостной системе формировалось в значительной степени под влиянием общей теории систем, разработанной А.А. Богдановым, Л.Фон Берталанфи.
В наиболее полном и законченном виде теория социальных систем была представлена в трудах Т. Персона, который предпринял попытку создать логико-дедуктивную теоретическую модель общества, охватывающую человеческую реальность во всей ее целостности и многообразии. Ключевым понятием своей научной доктрины он сделал понятие «социальная система».
Под «социальной системой» в современной социологии принято понимать упорядоченную, иерархическую совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующими со средой как единое целое. категория социальной системы показала себя как эффективный познавательный инструмент в социологии, так как позволяет исследовать любые виды социальных общностей от малой группы – семьи – до всего человечества. В системном анализе понятие «социальная система» тесно связано с такими категориями как «социальная структура» и «функции», что дает возможность описывать состав, характер, связей между элементами как внутри социальной общности, так и ее взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Благодаря принятому в структурном функционализме понятийному аппарату системного анализа, категория социальной системы легко поддается операционализации и эмпирической верификации в прикладных социологических исследованиях. В связи с этим понятие «социальная система» превратилась в универсальную категорию социологии.
Производным от социальной системы является понятие социетальной системы Впервые данный термин был введен А.Г. Каллером для выделения в особый класс социальных систем большого масштаба – государств, региональных социокультурных систем, локальных цивилизаций, человечества в целом. Социентальные системы отличаются большим разнообразием функций и включают в себя несколько подсистем: экономическую, собственно социальную, политическую, культурную и т.д.
Наряду с понятием «социальная система» в современной социологии используется категория «общество». «Общество» можно определить как социальную систему отличающуюся от других объединений людей – групп, общностей, организаций, т.е. обладающую всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития. Категория «общество» используется во многих науках и в обычной речи и является чрезвычайно многозначной. Многозначность и высокая степень абстракции понятия «общество» затрудняет его использование в эмпирических социологических исследованиях. В современной социологии были предприняты его замены на другие, в частности, «социальная система».
Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому ученому Э. Шилзу. По его мнению, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе и любому определению людей (независимо от его численности), если:
1. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека.
2. Оно не является частью какого - либо крупного социальной системы.
3. Оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью.
4. У него есть собственное название и своя история.
5. Браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения.
6. Оно пополняется преимущественно за счет собственного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения.
7. Его объединяет общая система ценностей.
8. Оно обладает собственной системой управления.
В научной литературе общество понимается в узком смысле, как исторически конкретный тип социальной системы, например, индустриальное общество.
Категории «общество» и «социальная система» являются центральными категориями социологии.

Социологические теории общества.
Вся история социологической мысли есть история писков научных подходов и методов построения общества, отражающая действительные реалии социальной жизни. Рассмотрим некоторые из концептуальных подходов в категории «общества».
Согласно «атомистической» теории (Дж. Дэвис) общество является совокупностью действующих личностей или отношений между ними.
В теории «социальных групп» (Ф. Знанецкий) общество определяется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями доминирующей группы.
Функционалисты основывают свой подход на утверждении (Г. Спенсер, Р. Мертон и др.), что общество – это стабильная и упорядоченная система, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям.
С точки зрения марксизма общество – это сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиций, закона, социальных институтов и т.д.,. которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
На основе различных концептуальных определений в социологии сложились еще одна (аналитическая) дефиниция – общество как относительно самостоятельное и самообеспечивающее население, характеризуемое внутренней организацией, культурными различиями и естественным производством.
В современной социологической науке под обществом понимается определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиций, закона, социальных институтов и т.д., основывающая не определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.



Общество как социокультурная система.
В науке существуют различные интерпретации понятия «общество». Общество рассматривается как сложное и представляющее устойчивую систему связей и отношений между людьми образование.
Система – это целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и способное во взаимодействии с внешними условиями изменять структуру.
Специфика социальной системы заключается в том, что она складывается на базе той или иной социальной общности, а ее элементами выступают люди, поведение которых определяется их социальными позициями (статусами), конкретными социальными функциями (ролями), социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, уровнем культурного развития, а также различными их социальными качествами. Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия на индивида оказывает систематическое воздействие социальная среда, в которой он находится, а также индивид оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная социальная общность становится социальной системой, т.е. целостностью, обладающей системными качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.
Каркас системы составляет ее структура. Структура – это определенный способ связи элементов. Структурой общества являются индивиды, занимающие определенные позиции и выполняющие социальные функции. именно благодаря наличию структуры общество отличается от произвольного, хаотичного скопления людей. Социальная структура во многом определяет устойчивость, стабильность всего общества как системы.
Т.о., общество как социокультурная система – это такой социальный организм, который функционирует по своим собственным законам.

Типология обществ
В научной литературе существует множество способов классификации обществ.
Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, кем используются и контролируются имеющиеся экономические ресурсы. В связи с этим различаются первобытное, рабовладельческое, феодальное капиталистическое и коммунистическое общества.
Немецкий социолог Карл Поппер ввел понятие закрытого и открытого общества. Открытое общество, т.е. демократическое, пронизано духом критики, легко изменяется и приспосабливается к обстоятельствам внешней среды. Примером открытого общества являются древние Афины, современные западные демократические государства. Закрытое общество характеризуется догматизмом, коллективизмом, авторитаризмом. В качестве примера закрытых систем Поппер приводит различные по сво

© 2009, Компания

Конструктор сайтов - uCoz