Тема. Социальные институты и социальные организации.
Семья как социальный институт и малая группа.


Учебные вопросы:
1. Основные элементы и признаки социальных институтов.
2. Социальные институты их многообразие.
3. Родство, брак, семья и их виды.
4. Жизненный цикл семьи.
5. Развод: причины и перспектива семьи.

1. Общество как социальная система не есть что-то от века данное и неизменное. Напротив, только постоянная изменчивость может гарантировать ему самосохранение в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Развитие общества сопровождается усложнением его внутренней структуры, качественным и количественным изменением ее элементом, а также их связей и отношений.
Вместе с тем, изменение общества не может быть абсолютно непрерывным. Более того, как свидетельствуют история человечества, приоритетной характеристикой конкретных социальных систем является их относительная неизменность. Именно это обстоятельство делает возможной адаптацию сменяющих друг друга поколений людей к данной конкретной социальной среде и обуславливает преемственность развития материальной, интеллектуальной и духовной культуры общества.
Учитывая необходимость сохранения тех основных социальных связей и отношений, которые гарантированно обеспечивают его устойчивость, общество принимает меры по их достаточно жесткому закреплению, исключающему из случайное самопроизвольное изменение, для этого общество фиксирует наиболее важные виды социальных отношений в форме нормативных предписаний, исполнение которых является обязательным для всех членов. Одновременно разрабатывается и, как правило, узаконивается система санкций, обеспечивающих безусловное исполнение этих предписаний.
Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.
Зафиксированная законодательно конкретная система социальных связей и отношений называется социальным институтом. А процесс и результат такого их закрепления обозначается достаточно сложным для произношения, но единственно точным термином – «институционализация».
Так, например, можно говорить об институционализации брака, об институционализации систем образования и др.
Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд и другие подобные установления в обществе – все это наглядные примеры уже утвердившихся в нем институциональных форм, С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определенная организованность и устойчивость общественной жизни.
Структура социальных институтов часто представляет весьма сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных элементов. Эти элементы можно объединить в пять основных групп.
Так, институт семьи, например, предполагает наличие:
(1) определенных духовно-идеологических элементов, т.е. таких чувств, идеалов и ценностей, как, скажем, любовь, взаимная верность, стремление создать свой уютный семейный мир, желание воспитать достойных детей и т.п.;
(2) определенных материальных элементов – дом, квартира, мебель, дача, машина и т.д.;
(3) определенных поведенческих элементов – душевность, взаимное уважение, терпимость, готовность к компромиссам, доверие, взаимопомощь и т.д.
(4) определенных культурно-символитических элементов – брачный ритуал, обручальные кольца, празднование годовщины свадьбы и т.д.
(5) определенных организационно-документальных элементов – семейное право, система записи актов гражданского состояния (ЗАГС), свидетельство о браке и рождении детей, алименты, система социального обеспечения и т.д.
Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). При этом сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Если конкретнее, институционализация состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.
Особенность социальных институтов состоит в том, что они, будучи сформированными на основе социальных связей, отношений и взаимодействия конкретных людей и конкретных социальных общностей, носят индивидуальный и надгрупповой характер.
Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью ее элементов и функций. Основными элементами социальных институтов являются, прежде всего, системы ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей в жизненных различных ситуациях. Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют расширению социальных конфликтов, обеспечивают стабильность существования конкретных социальных общностей и общества в целом. Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того, чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.
Виды и функции социальных институтов.

Среди огромного разнообразия институциональных форм в зависимоссти от сферы их действия можно выделить следующие основные группы социальных институтов.
Социальные институты.
1. Экономические институты:
- собственность;
- рынок;
- деньги;
- заработная плата и т.д.
2. Политические институты:
- государство;
- суд;
- армия;
- политические партии и т.д.
3. Духовные институты:
- наука;
- образование;
- воспитание;
- моральные нормы и т.д.
4. Институт в сфере семьи:
- семья;
- материнство;
- отцовство;
- брак;
- дети и т.д.
Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определенные функции. Так, экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определенным хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход; деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата – вознаграждением работнику за его труд. Политические институты связаны с установлением определенной власти и управлением обществом, а духовные – с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.
Что касается института семьи, то он является первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Из семьи люди приходят в общество. В ней воспитываются основные черты личности гражданина. Семья же задает повседневный тон всей общественной жизни. Общества процветают, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир.
Группировка социальных институтов весьма условна и не означает, что они существуют изолированно друг от друга. Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи (как основной ячейки общества) находится буквально в центре пересечения линий всех остальных институтов (собственности, заработной платы, армии, образования и т.д.).
Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед.
При этом важно, чтобы управляющие обществом органы не запаздывали с организационным (и особенно с законодательством) оформлением назревших изменений в социальных институтах. Иначе последние хуже выполняют свои функции и тормозят общественный прогресс.
Существование социального института связано, как правило, с его организационным оформлением. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц и учреждений, имеющих определенные материальные средства и выполняющих определенную социальную функцию. Так, институт образования включает в себя руководителей и работников государственных и региональных органов управления образованием, преподавателей, учителей, студентов, учеников, обслуживающий персонал, а также учреждения управления образованием и учебные заведения: университеты, институты, колледжи, техникумы, училища, школы и детские сады.
Каждому социальному институту присущи свои социальные функции, цели деятельности, средства и способы, обеспечивающие ее достижение.
Функции социальных институтов многообразны. Однако все их многообразие можно свести к четырем основным? воспроизводство членов общества (основным социальным институтом, выполняющим эту функцию, является семья); социализация членов общества и, прежде всего, новых поколений – передача им накопленного обществом в его историческом развитии производственного, интеллектуального и духовного опыта, установленных образцов поведения и взаимодействий (институт образования); производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, интеллектуальных и духовных ценностей (институт государства, интитут средств массовой коммуникации, институт искусства и культуры); управление и контроль за поведением членов общества и социальных общностей (институт социальных норм и предписаний: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения, институт санкций за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение установленных норм и правил).
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными свойствами. Социально-экономические институты – собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю систему производства, распределения общественного богатства, соединяя в то же время сугубо экономическую сферу жизни общества с другими его сферами. Политические институты – государство, партии, а также профсоюзы и другие общественные организации, ориентированы на установление и сохранение политической власти и на участие в ней. Политический институты призваны также обеспечить защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, государственных идеологических ценностей, учет политических интересов различных социальных общностей. Социокультурные институты ставят целью сохранение и приумножение культурных ценностей общества.
В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов, в результате чего наступает, как принято говорить, их дисфункция. Сущность дисфункции социального института заключается в «вырождении» целей его деятельности и в утрате социальной значимости выполняемых им функций. Внешне это проявляется в падении его социального престижа и авторитета и в превращении его деятельности в символическую, «ритуальную», не направленную на достижение социально значимых целей.
Исправление дисфункции социального института может быть достигнуто его изменением или созданием нового социального института, цели деятельности которого и его функции соответствовали бы изменившимся социальным отношениям, связям и взаимодействиям. Если это не будет сделано в приемлемые строки и надлежащим образом – неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно не регулируемых видов социальных связей и отношений, которые могут оказаться разрушительными для общества в целом или для его отдельных сфер. Так, например, частичная дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования в нашей стране так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, воровство.
2. Одной из форм упорядочения связей, отношений и взаимодействий индивидов и социальных групп является их включение в социальные организации.
Социальные организации имеют ряд характерных черт: они создаются для реализации определенных целей; социальная организация дает человеку возможность удовлетворять свои потребности и интересы в тех пределах, которые устанавливаются нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации; она способствует повышению эффективности деятельности входящих в ее состав людей, поскольку ее возникновение и существование основывается на разделении труда и на его специализации по функциональному признаку. Характерным признаком большинства социальных организаций является их иерархическая структура, в которой довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы, что обеспечивает ее устойчивость и эффективность функционирования.
В результате соединения различных элементов социальной организации в единое целое возникает особый организационный, или кооперативный эффект. Социологи называют три основных его составляющих: организация объединяет усилия многих своих членов, а потому уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий каждого; участники организации, включаясь в нее, становятся иными: они превращаются в специализированные ее элементы, каждый из которых выполняет вполне определенную функцию, что значительно повышает результативность и эффект их деятельности: управляющая подсистема планирует, организует и гармонизирует деятельность членов социальной организации, а это также служит источником повышения результативности ее действий.
Наиболее сложной и наиболее значимой социальной организацией является государство (публично-властная социальная организация), центральное место в которой занимает государственный аппарат.
В демократическом обществе наряду с государством существует и такая форма социальной организации как гражданское общество. Это – система самостоятельных и независимых от государства социальных институтов и отношений, посредством которых реализуются частные цели, интересы и потребности индивидов и социальных групп. Речь идет о таких социальных институтах и отношениях как добровольные объединения людей по интересам, народное творчество, дружба, так называемый «незарегистрированный брак» и др. В центре гражданского общества находится суверенная личность, имеющая право на жизнь, на личную свободу и на собственность. Другими важными ценностями гражданского общества являются: демократические свободы, политический плюрализм, правовое государство.
Государство и гражданское общество – две относительно самостоятельные подсистемы, находятся в тесной взаимной связи: существование одной из них немыслимо без существования другой. При любом, даже самом «жестком», тоталитарном политическом режиме, стремящемся проникнуть во все «порты» общества, всегда остается место для гражданского общества. Точно так же, при любом самой «глубоком» и самой «широкой» демократизации общества, в нем всегда остается «поле деятельности» для государственных структур. Поэтому марксистский тезис о постепенном отмирании государства и о переходе к всеобщему коммунистическому общественному самоуправлению (к «чистому» гражданскому обществу) – не более, чем утопия, которая находится в вопиющем противоречии с одним из основных законов диалектики – с законом, утверждающим неразрывность единства противоположностей.
В связи с этим, более точной представляется концепция, в соответствие с которой развитие общества рассматривается как постепенный переход от такого его состояния, в котором доминирует государство, к такому состоянию, в котором доминирующим становится гражданское общество. Становлению гражданского общества и укреплению его позиций способствует укреплению правовых гарантий защищенности каждого гражданина и каждой социальной группы от произвола государства.

3. Исходным структурным элементом общества и его важнейшим социальным институтом является семья.
С точки зрения социологов, семья – это основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. При этом под браком понимается союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к своим родителям и к своим детям.
Брак может быть зарегистрированным и фактическим (незарегистрированный). Здесь следует, видимо, обратить особое внимание на то обстоятельство, что любая форма брака, в том числе и незарегистрированный брак, существенно отличается от внебрачных (неупорядоченных) сексуальных связей. Их принципиальное отличие от брачного союза проявляется в стремлении избежать зачатия ребенка, в уклонении от моральной и юридической ответственности за наступление нежелательной беременности, в отказе от содержания и воспитания ребенка в случае его рождения.
Регистрация брака может осуществляться в государственных органах записи актив гражданского состояния (в ЗАГСах), и тогда этот брак называется гражданским. Кроме того, брачные отношения могут оформляться в церкви, храме, костеле после соответствующего религиозного обряда. В этом случае брак получает название церковного.
В настоящее время в России все более распространенным становится венчание брачных пар в церкви после регистрации гражданского брака, очевидно, брак не становится церковным, а остается гражданским. Дело в том, что гражданский и церковный браки существенно отличаются друг от друга не только по форме их заключения, но и по способу расторжения. Развод мужа и жены, состоящих в гражданском браке, осуществляется через суд.
Развод супругов, состоящих в церковном браке, санкционируется, а чаще не санкционируется, высшими религиозными иерархами. В частности, в дореволюционной России дворянин, состоящий в церковном браке, мог развестись со своей супругой только с разрешения Святейшего Синода.
Брак – явление историческое, возникшее в эпоху перехода человечества от дикости к варварству и развившееся в направлении от полигамии (многобрачия) к моногамии (единобрачию).
Основными формами полигамного брака, проходившими последовательно на смену друг другу и сохранившимися вплоть до настоящего времени в ряде «экзотических» регионов и стран мира, являются групповой брак, многомужество (полиандрия) и многоженство (полигамия).
При групповом браке в брачных отношениях состоят несколько мужчин и несколько женщин. Для многомужества характерно наличие нескольких мужей у одной женщины, а для многоженства – несколько жен у одного мужа.
Моногамия – исторически последняя и наиболее распространенная в настоящее время форма брака, суть которого заключается в устойчивом брачном союзе одного мужчины и одной женщины.
Первой формой семьи, основанной на моногамном браке, была расширенная семья, которая называется также родственной или патриархальной. Эта семья строилась не только на супружеских отношениях, но и на кровном родстве. Для такой семьи характерно были многодетность и проживание в одном доме или на одном подворье нескольких поколений. В связи с этим патриархальные семьи были достаточно многочисленными, а потому и хорошо приспособленными для относительно самостоятельного ведения натурального сельского хозяйства.
Переход общества от натурального хозяйства к индустриальному производству сопровождался разрушением патриархальной семьи, на смену которой пришла супружеская семья. Такую семью в социологии принято также назвать нуклеарной (от лат. – ядро). В состав супружеской семьи входят муж, жена и дети, число которых, особенно в городских семьях, становится крайне незначительным.
Любая семья, независимо от того, какая форма брака лежит в ее основе, была и остается социальным институтом, призванным выполнять систему определенных и только ей присущих социальных функций. Основными из них являются: репродуктивная, экономическая, статусная, эмоциональная, защитная, а также функция социального контроля и регулирования. Рассмотрим более детально содержание каждой из них.
1) Важнейшей для любой семьи является ее репродуктивная функция, основу которой составляет инстинктивное стремление человека (индивида) к продолжению своего рода, а общества – к обеспечению непрерывности и преемственности сменяющих друг друга поколений.
Рассматривая содержание репродуктивной функции семьи, следует иметь в виду, что речь в данном случае идет о воспроизводстве биологической, интеллектуальной и духовной сущности человека. Ребенок, проходящий в этот мир, должен быть физически крепким, физиологически и психически здоровым, что обеспечивало бы ему возможность восприятия накопленной предшествующими поколениями материальной, интеллектуальной и духовной культуры. Очевидно, что кроме семьи, никакой «социальный инкубатор» типа «Дома малютки» эту проблему решить не в состоянии.
Выполняя свою репродуктивную миссию, семья оказывается «ответственной» не только за качественный, но и за количественный рост народонаселения. Именно семья является тем своеобразным регулятором рождаемости, воздействуя на который можно избежать или инициировать демографический спад или демографический взрыв.
2) Суть экономической функции семьи заключается в введении ее членами общего хозяйства и в экономической поддержке несовершеннолетних, временно не работающих, а также нетрудоспособных по болезни или по возрасту членов семьи. «Уходящая» тоталитарная Россия внесла свой вклад в экономическую функцию семьи. Система оплаты труда была построена таким образом, что на заработную плату ни мужчина, ни женщина отдельно друг от друга прожить не могли. И это обстоятельство служило дополнительным и очень существенным стимулом для их вступления в брак.
3) С момента своего рождения человек получает присущие семье гражданство, национальность, социальное положение в обществе, становится городским или сельским жителем и т.д. Тем самым осуществляется статусная функция семьи. Унаследованные человеком при его рождении социальные статусы со временем могут изменяться, тем не менее, они во многом определяют «стартовые» возможности человека в его конечную судьбу.
4) Удовлетворение присущей человеку потребности в семейном тепле, в уюте и в интимном общении составляет основное содержание эмоциональной функции семьи. Не является секретом то обстоятельство, что в семьях, в которых сложилась атмосфера участия, доброжелательности, сочувствия, сопереживания, люди меньше болеют, а заболев – легче переносят болезни. Они к тому же оказываются более стойкими по отношению к стрессам, на которые так щедра наша жизнь.
5) Одной из самых существенных является защитная функция. Она проявляется в физической, материальной, психической, интеллектуальной и духовной защите ее членов. В семье насилие, угроза насилием или ущемление интересов, проявленные по отношению к одному из ее членов, вызывают ответную реакцию противодействия, в которой проявляется инстинкт ее самосохранения. Наиболее острой формой такой реакции является месть, в том числе и кровная, связанная с насильственными действиями.
Одной из форм защитной реакции семьи, способствующей ее самосохранению, является солидарное ощущение вины или стыда всей семьей за противонравные, безнравственные или аморальные действия и поступки одного или нескольких ее членов. Глубокое осознание своей моральной ответственности за случившееся способствует духовному самоочищению и самосовершенствованию семьи, и тем самым укреплению ее устоев.
6) Семья – основной социальный институт, через который общество осуществляет первичный социальный контроль над поведением людей и регламентацию их взаимной ответственности и взаимных обязательств. Одновременно семья является той неформальной «судебной инстанцией», которой предоставлено право применения моральных санкций к членам семьи за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм общественной и семейной жизни.
Представляется достаточно очевидным то обстоятельство, что семья как социальный институт реализует свои функции и не в «бездушном пространстве», а во вполне определенной политической, экономической, социальной, идеологической и культурной среде. При этом наиболее противоестественным оказывается существование семьи в тоталитарном обществе, стремящимся проникнуть во все поры гражданского общества и, прежде всего, - в семью и в семейные отношения.
В справедливости этого утверждения несложно убедиться, приглядевшись повнимательнее к процессу послереволюционной трансформации советской семьи.
Агрессивная внешняя и репрессивная внутренняя политика советского государства, антигуманная по своей сущности экономика, тотальная идеологизация общества и, особенно, системы образования привели к деградации семьи, к ее превращению из нормальной в «советскую», с соответствующей деформацией ее функций. Ее репродуктивную функцию государство ограничило воспроизводством «человеческого материала», присвоив себе монопольное право его последующего духовного оболванивания. Нищенский уровень заработной платы порождал острые конфликты между родителями и детьми на экономической основе, формировал и у этих и у других чувство собственной неполноценности. В стране, в которой насаждались классовый антагонизм, шпиономания и тотальное доносительство, ни о какой защитной функции семьи, тем более о функции морального удовлетворения, не могло быть и речи. А статусная роль семьи стала и вовсе жизненно опасной: факт принадлежности к тому или иному социальному слою, к той или иной этнической группе был нередко равносилен приговору за тяжкое преступление. Контроль и регулирование социального поведения людей вложили на себя карательные органы, партия и партийные организации, подключив к этому процессу своих верных помощников – комсомол, пионерскую организацию и даже октябрят. В результате этого контрольная функция семьи выродилась в подсматривание и в подслушивание с последующим доносительством в государственные и партийные или с публичным обсуждением компрометирующего материала на «товарищеских» судах, на партийных и комсомольских собраниях октябрьских «звездочек»
Семья – социально-биологическая система общества, обеспечивающая воспроизводство членов общества. В этом ее главная задача.
Семья осуществляет несколько функций:
1) социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в детях (в гомосексуальных семьях реализуется только одна из составляющих – сексуальные связи).
2) воспитание, социализацию детей.
3) экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов, включая обеспечением жильем и необходимой инфраструктурой.
4) политическую, которая связана с властью в семье и в управлении ее жизнедеятельностью.
5) социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи.
Вышеуказанные функции говорят о важности семьи для всех ее членов и о неизбежном объединении людей, живущих вне семьи.
Виды семей по различным критериям:

· по форме брака: моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной) и полигамные в виде полиандрии (женщина имеет несколько супругов) ил полигинии (брак одного мужчина с двумя или более женами);

· по составу: нуклеарные (простые) – состоят из мужа, жены и детей (полные), при отсутствии одного из супругов – неполные и сложные – включают представителей нескольких поколений;

· по числу детей различают семьи бездетные (супружеские), однодетные, малодетные и многодетные (от 3 и более детей);

· по этапам цивилизованной эволюции выделяются: патриархальная семья традиционного общества с авторитарным отцом во главе, в руках которого решение всех вопросов и эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве отношений мужа и жены, на взаимоуважении и партнерстве.

В России в начале 20 века превалировала патриархальная семья (около 80 %), в 1970 гг. более половины российских семей придерживались принципов равенства и взаимоуважения. Интересны прогнозы Н.Смелзера и Э.Гидденса о постиндустриальном будущем семьи. Согласно Н.Смелзеру возврата к традиционной семье не будет. Современная семья будет меняться, частично утрачивая или меняя некоторые функции, хотя монополия семьи на регулирование интимных отношений, деторождения и ухода за маленькими детьми сохраниться в будущем. Вместе с тем, произойдет частичный распад даже сравнительно устойчивых функций. Так, функция воспроизведения будет осуществляться и незамужними женщинами. В социализации будут в большей мере участвовать центры по воспитанию детей. Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Э.Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении сексуальной жизни, но считает, что брак и семья останутся прочными институтами.


Семья как социально-биологическая система анализируется с позиций функционализма и теории конфликта. Семья, с одной стороны, тесно связана с обществом через свои функции, а с другой, все члены семьи взаимосвязаны кровнородственными и социальными отношениями. Следует отметить, что семья является также носителем противоречий как с обществом, так и между ее членами. Жизнь семьи связана с решением противоречий между мужем, женой и детьми, родственниками, окружающими людьми по поводу выполнения функций, даже если она основана на любви и уважении. В семье, как и в обществе, есть не только единство, целостность и гармония, но и борьба интересов.
Понять природу конфликтов можно с позиций теории обмена, подразумевающей, что все члены семьи должны стремиться к равноценному обмену в своих отношениях. Напряженность и конфликты возникают из-за того, что кто-то не получает ожидаемой «награды». Источником конфликта может быть низкая заработная плата одного из членов семьи, пьянство, насилие, сексуальная неудовлетворенность и др. Сильная выраженность нарушения в обменных процессах ведет к распаду семьи.
В 1916 г. П.Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой характерны: рост числа разводов; уменьшение числа браков; рост гражданских браков; рост проституции; падение рождаемости детей; освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений; уничтожение религиозной основы брака со стороны государства.
Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми. Среди них: рост числа разводов и увеличение семей – одиночек (преимущественно с «матерью - одиночкой»); снижение числа регистрируемых браков и увеличение числа гражданских браков; сокращение рождаемости; увеличение числа детей родившихся вне брака; изменения в распределении семейных обязанностей, обусловленные растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность, требующие совместного участия в обоих родителей в воспитании детей и организации быта.
Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи, возникающие по социально-экономическим, психолого-педагогическим или биологическим (например, инвалидность) причинам. Выделяются следующие типы неблагополучных семей:
1) конфликтная – наиболее распространенная (около 60%);
2) аморальная – забвение моральных норм (в основном, это пьянство, употребление наркотиков, драки, сквернословие);
3) педагогически несостоятельная – низкий уровень общей культуры и отсутствие психолого-педагогической культуры;
4) асоциальная семья – обстановка пренебрежения к общепринятым социальным нормам и требованиям.
Неблагополучные семьи деформируют личности детей, вызывая аномалии как в психике, так и в поведении, например, ранняя алкоголизация, наркомания, проституция, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.
Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям с детьми определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Во всех странах мира семья признается важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация.
Мировая практика включает в себя ряд мер по социальной поддержке:

· предоставление семейных пособий;

· оплата декретных отпусков женщ… Продолжение »

© 2009, Компания

Конструктор сайтов - uCoz