Тема 1.2. История социологии

Учебные вопросы:
1. Историческая хронология развития мировой социальной мысли.
2. Возникновение социологии как науки.
3. Социология в России.
4. Современный период в развитие социологии и ее перспективы.


Проблемы развития общественной жизни волновал человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали еще древнегреческие философы Платон (427 – 347 до н.э.) и Аристотель (384 –322 до н.э.). Однако самостоятельное развитие социологии началось гораздо позднее. Дело в том, что многие науки в период своего формирования существовали не отдельно, а в рамках философии. Они выходили из-под ее крыла постепенно, по мере того, как накапливали объем знаний и специализировались на определенной сфере исследований. Так было и с социологией, которая на самостоятельную дорогу развития вышла лишь в 30 – 40 г.г. 19 века. А в 20 веке процесс специализации и отраслевого деления пошел уже внутри самой этой науки. Появились такие ее отдельные направления, как социология труда, экономическая социология, социология семьи и другие.
Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798 – 1857), который ввел в употребление и сам термин «социология». Конт был активным популяризатором наук и точного знания и призывал социологов исследовать общество строго на научной основе. Однако не все согласились со столь однозначным подходом. И поэтому позднее в методологии обществоведения выявились 2 конкурирующих направления: позитивизм и антипозитивизм.
Позитивизм и антипозитивизм в социологии. Суть основанного Контом позитивизма можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно – такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных наук» - биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.
Таким образом, позитивисты выступали за построение обществознания по модели естествознания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая (объясняющая социология), по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.
Иной подход к науке об обществе проявили сторонники антипозитивизма и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ, историк

Макс Вебер (1864-1920). Он и его последователи выступили за исследование социальной жизни на основе ее понимания и допустимости субъективных оценок.
Они не согласились с унификацией наук: науки о природе – это одно, а наука об обществе – другое. Социология должна применять свой особый метод познания. Природные явления объективны, существуют независимо от сознания и воли людей. Они более стандартны и поэтому больше подходят для точных изменений естественно-научными методами и для обобщающих выводов. Общество же – результат человеческих действий, культурный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемый людьми. Оно состоит из во многом неповторимых личностей, что требует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понимания могут проверяться с помощью методов точных естественных наук.
Контуры развития западной социологии. Центром социологической мысли в 19 веке была Западная Европа. Помимо Конта и Вебера наиболее значительный вклад в развитие социологии в этот период внесли немецкий мыслитель-обществовед Карл Маркс (1818-1883), английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) и французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Эти ученые искали ответы на самые разнообразные обществоведческие вопросы:

· что и как должна изучать социология

· каковы пути развития

· как регулировать отношения

· что определяет социальное поведение человека

При этом у каждого из них был свой «исследовательский конек», своя «теоретическая изюминка».
Социальные факты – это особые общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллективным сознанием. Это, в частности, действующие в обществе моральные и правовые нормы, определенные традиции и привычки, сложившееся отношение к религии, образованию, науке и иным духовным ценностям. Именно социальные факты отличают одно общество от другого. И они же определяют поведение индивидов среди других людей.
Среди «изюминок» Карл Маркс – страстный призыв к ученым не только объяснять мир, но и изменить его. При чем главным средством такого изменения должна стать революция – крутая ломка и всеохватывающий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и через уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролетариатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.
В 20 веке более плодотворно социология развивалась в США. При чем если в Европе она шла вперед благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо организованы, финансированы и стали составной частью университетского


образования. Широкое использование математики и статистики, методов моделирования и эксперимента сделали социологию в США точной наукой.
Особенно примечательно, что главные усилия американских ученых всегда фокусировались на решении практических задач

· каковы мотивы поведения людей

· как лучше осуществлять социальный контроль и управление

· как преодолевать конфликты и поддерживать стабильность общества

· как обеспечить дух сотрудничества людей в производстве, рост производительности труда, повышение благосостояния граждан

Система Тейлора, или тейлоризм. Своим название эта система обязана американскому инженеру и исследователю Фредерику Тейлору (1856-1915). Тщательно проанализировав производство, Тейлор пришел к выводу, что оно зачастую недостаточно эффективно, т.к. рабочие проявляют пассивность, лень и «работу с прохладцей». Чтобы исправить положение, исследователь впервые разработал систему научной организации труда (НОТ) и рационального управления производство (менеджмента).
В системе управления производством, считал Тейлор, не должно быть никакой филантропии. Необходимо, чтобы каждый человек сам отвечал за собственное благополучие. Процесс труда должен быть предельно рациональным, а нормы выработки – высокими. Кто не справляется с нормами, получает меньше других. Оплата труда работника должна точно соответствовать его личному вкладу в производство.
Теория «человеческих отношений». Критики Тейлора упрекали его в чрезмерной жестокости и преувеличении роли физических и материальных факторов в производстве. Они предложили иные пути повышения эффективности производства. Так, на рубеже 20 – 30-х годов 20 века американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949) и его сторонники провели многочисленные эксперименты и разработали теорию «человеческих отношений». В ней они предложили поставить в центр внимания самого человека-работника, заявив, что с ним надо обращаться как с «социально-психологическим существом», а не как с «биологической машиной».
Для повышения хозяйственной эффективности важны не только материальные стимулы. Огромное значение для работника имеют и психосоциальные факторы
1. сплоченность группы, в которой работает индивид
2. благоприятный моральный климат в ней
3. хорошие взаимоотношения с руководством
4. учет интересов работника
5. удовлетворенность его своим трудом
Отсюда, управляя производством необходимо

· проявлять заботу о людях

· создавать атмосферу гармонии в отношениях индивидов и групп

· дополнять индивидуальное вознаграждение за труд коллективным

· развивать демократический стиль руководства


Теория иерархии потребностей. Эта теория американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970) рисует еще более хитрый механизм воздействия запросов людей на их поведение. Согласно ей, многообразные человеческие потребности объединяются в группы и располагаются шаг за шагом по степени их насущности и очередности влияния на поведение людей. Так в одном из вариантов этой концепции выделяются следующие 6 уровней потребностей.
Главная идея здесь в том, что потребности каждого более высокого уровня становится насущным для людей и могут определять их поведение лишь после того, как удовлетворены потребности нижних уровней. И действительно, человеку, как говорится, «не до театра», если он голоден или не имеет крыши над головой. Идеи Маслоу нашли практическое применение в программах по улучшению стиля управления и обогащению труда, а также в сфере воспитания.
Основная идея бихевиоризма. Бихевиоризм представляет собой одну из ведущих направлений в американской психологии конца 19 – начала 20 века. Родоначальники бихевиоризма американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958) и их сторонники действительно стремились создать научно обоснованную «технологию поведения» человека.
При этом, при аналогии с животными, понятие поведения сводилось простейшей формуле «стимул-реакция». Есть стимулы, т.е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция (ответные действия) на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание, глотание, откашливание и т.д.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создать гармонию в обществе.
Однако критики бихевиоризма усмотрели в нем упрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни животных и социального бытия людей. Из формулы «стимул-реакция», в частности, выпадают фактор сознания человека и влияние на него общества, окружающих людей. И в самом деле, как без учета сознания объяснить, скажем, разное поведение людей в одинаковых ситуациях?
Почему, например. один человек откликается на крик о помощи со стороны жертвы бандитского нападения, а другой – нет? Или почему одни люди берут предлагаемую взятку, другие – брезгливо и с достоинством отворачиваются? Стимулы (зов о помощи, взятка) одни и те, же, а реакции разные. Наконец, какой стимул движет летчиком, который ценой своей жизни уводит падающий самолет подальше от жилья?
Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность бихевиоризма, хотя в 1930-е годы он самообновился и был преобразован в необихевиоризм (новый). В то же время такие достоинства бихевиоризма, как - научность, строгость и точность исследований;
- широкая опора на математику и статистику;
- новые методики экспериментов и т.д.
все это позволило социологам и психологам использовать его для решения многих практических задач. Кроме того, сегодня в ходу и еще один термин – бихевиоральные науки. Он подразумевает как самостоятельную поведенческую науку, так и соответствующие разделы психологии, социологии и других наук, в которых изучаются различные аспекты(точка зрения) поведения живых организмов.

Основные вехи развития социологии в России.

В России из-за революции 1917 года идеологических запретов и ограничений со стороны коммунистов социология в 20 веке развивалась крайне неравномерно. В целом в ее российской истории можно выделить четыре основных периода.
Первый этап (с середины 19 в. до 1920-х г.г.) был наиболее разнообразным и плодотворным. Российская социологическая мысль продвигалась здесь по целому ряду направлений.

· В чем состоит социальный прогресс?

· Какова роль личности и широких народных масс в истории?

· Какие факторы (географические, социально-экономические, психологические и т.д.) оказывают наибольшее воздействие на развитие общества?

Эти и другие проблемы волновали наших отечественных обществоведов в предреволюционный период.
Так, например, русский социолог, историк и правовед Максим Ковалевский (1851-1916) видел прогресс общества в росте человеческой солидарности (от франц. – действующий заодно), во все большем единстве людей и социальной гармонии. Он не принял идею Карла Маркса о том, что противоречия в обществе разрешимы лишь через классовую борьбу. На смену разобщенности между трудом и капиталом, полагал он, постепенно идет сотрудничество. Неизбежные конфликты можно улаживать мирно, с помощью государства. В связи с этим и революцию Ковалевский рассматривал как противоестественную форму развития общества, как случайное или даже патологическое (болезненное, нездоровое) явление – следствие ошибок правительства.
Оппоненты Ковалевского, в частности, русский марксист Владимир Ленин (1970-1924), напротив, видели выход из социальных противоречий только в непримиримой борьбе пролетариата с буржуазией и в революции. Совершенный ленинцами октябрьский (1917) переворот в России предопределил и новые ориентиры социологических исследований.
На втором этапе развитие социологии было направлено по одному теоретическому руслу – руслу коммунистической идеологии, и подчинялось потребностям строительства социализма в России (с 1922 – в СССР) и стимулирования рабочего и коммунистического движения в мире.
На третьем этапе, в условиях коммунистической диктатуры (неограниченная власть), социология была практически ликвидирована.

Тоталитарный (основанном на полном контроле) режим коммунистов не нуждался в праведной информации, научных исследованиях реальных социальных процессов. Ему нужны были пропаганда «преимуществ и успехов социализма», утверждение в обществе единой марксистско-ленинской идеологии и подчинение ей всей научной и культурной жизни страны (так называемая идеологизация).
Четвертый этап в жизни отечественной социологии – этап ее постепенного возрождения (наступлением «хрущевской оттепели»). В Советском Союзе стали появляться специализированные социологические учреждения, объединения ученых, журналы, вузовские кафедры, лаборатории и т.д. Однако наиболее широко и свободно социологические исследования развернулись на волне «горбачевской перестройки» (вторая половина 1980-х). В нынешней России, начавшей двигаться в направлении демократии, для социологов открывается все новые и новые сферы исследований.

Современный период в развитии социологии и ее перспективы.

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований.
Начиная с 20-х годов ХХ в. параллельно развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины «человеческих отношений».После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа. Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры.
Для развития социологии в 90-е годы ХХ в. характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма и символического интеракционизма. Социология конца века, как и философия, литература, культура в целом, демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального, быта и бытия.
Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных общественно-научных построений ХХ в. является создание выдающимся русским ученым Л.М. Гумилевым теории этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М.М. Бахтина (1895-1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения.
В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социологических исследований (ныне – Институт социологии). В.А. Ядовым, Г.В. Осиповым, Т.И. Засловской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в высших и средне профессиональных учебных заведениях.


Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология – не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.




Вопросы и учебные задания для самоподготовки.

1.Каковы основные этапы развития социологии?
2.Назовите особенности развития социологической мысли в18 и 19 вв.
3.Какова роль О. Конта в формировании социологии в самостоятельную науку.
4.Что Вы знаете об истории российской социологической мысли? Назовите ее виднейших представителей.
5.В чем сущность особенности современного этапа развития социологии?



Литература.
1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Москва 2000г.
2.Кравченко А.И. Введение в социологию. Москва1995г.
3.Курс лекции. Социология. Москва 1996 г.
4.Каменская Е.Н. Социология. Курс лекций. Ростов на Дону.2002г.
5.Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. Москва 1997г.

© 2009, Компания

Конструктор сайтов - uCoz