… получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей.

Агенты, виды и способы социализации
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относятся: 1) агенты первичной социализации - родители, братья и сестры, бабушки
дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок;
2) агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудники телевидения, радио, печати и т. д.
Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную. Поэтому и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.
Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную -те, кто связан формально-деловыми отношениями.
Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего это родители, ближайшие родственники, ровесники, а также кормилицы и няни.
Цель первичной социализации - формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и доброе.
Эффективным приемом первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Социализирующее действие оказывает близость матери и отца во время сна и бодрствования (прогулок, игр, развлечений, кормления). Телесные ограничения - формы физического сдерживания ребенка, включают пеленание, содержание его в манеже, одевание и т. п. Сюда же можно отнести технику ношения детей (на груди, за спиной, в плетеных корзинках или в коляске). Телесные контакты с ребенком тех. кто о нем заботится, различаются по времени (какую часть дня они проводят вместе), частоте, содержанию и интенсивности.
Способы первичной социализации зависят от того, к какому полу относится агент. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспитывают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.
Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки - в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек - мужским.
Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам - умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и больше.
Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасположенность, то у отца она появляется со временем - в процессе социализации ребенка. На протяжении всей истории человечества отец как агент социализации выполнял следующие роли:
1) кормильца, т. е. гаранта материального благополучия семьи;
2)дисциплинатора;
3)компаньона;
4)«властной фигуры» - персонификатора власти;
5)воспитателя;
6)эталона поведения.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, выполняя одну-две функции. Школа дает знания, предприятие -средства существования, церковь - духовное общение и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Уже у высших животных формируется особое явление - материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен – отцовство.

Социальная изоляция и феральные люди.
Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и родители родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. Даже если все необходимое для социализации заложено в человеческих генах, которые требуют для своей реализации определенных условий. Сказанное подтверждается встречами с так называемыми феральными людьми.
Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в общество животных. Термин придумал в 18 в. шведский ученый Карл Линней. Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 году. В Индии были обнаружены две девочки – восьмилетняя Камала и полуторогодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании (США) обнаружили пятилетнюю Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку – они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети сильно испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. Это доказывает, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.
Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.
Итак, феральные люди – продукт социальной изоляции человека. Социальная среда играет решающую роль в превращении биологического существа в общественное.














Вопросы и учебные задания для самоподготовки.

1. В чем различия понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности?
3. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? В чем сущность ролевого конфликта?
4. Как вы понимаете смысл жизни?
5. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности?
6. Какое значение для социализации личности имеет образование и воспитание? Роль в этом школы и учителя?


Литература.

1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Москва 2000г.
2.Кравченко А.И. Введение в социологию. Москва1995г.
3.Курс лекции. Социология. Москва 1996 г.
4.Каменская Е.Н. Социология. Курс лекций. Ростов на Дону.2002г.
5.Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. Москва 1997г.

Конструктор сайтов - uCoz